06 апреля в 12:14
10 мин.
Партнёрский материал

Плюсы и минусы новой реальности. Как оценивают работу из дома бизнесмены и рядовые сотрудники

Итоги года на удалёнке
Ровно год назад, в марте 2020 года, российские компании начали переводить сотрудников на удалённый режим работы. Тогда никто не подозревал, что рабочий процесс больше не будет прежним. «Секрет фирмы» вместе с Epson узнал у российских предпринимателей и рядовых сотрудников о работе в новых реалиях и планах по возвращению в офис.
Плюсы и минусы новой реальности. Как оценивают работу из дома бизнесмены и рядовые сотрудники

Особый год

Первыми на удалёнку в середине марта 2020 года собрались отечественные телеком- и IT-компании: Rambler Group, «Яндекс», Mail.ru, «Билайн» и другие. Спустя несколько недель домой пришлось отправиться большинству россиян: президент Владимир Путин подписал указ о нерабочей неделе с 30 марта по 3 апреля, который не распространялся только на структуры жизнеобеспечения и органы власти. На тот момент в стране было зарегистрировано чуть больше 600 случаев заражения коронавирусной инфекцией.

После объявления нерабочих дней многие компании, которые попали под действие указа, неофициально попросили сотрудников поработать во время «каникул» в удалённом режиме. В дальнейшем президент несколько раз продлевал период нерабочих дней — сначала до 30 апреля, а затем до 11 мая, после чего сотрудники госучреждений и компаний начали возвращаться в офисы, где ещё долгое время будут действовать ковидные ограничения.

В общей сложности около трети граждан перешли на удалённый режим работы в период самоизоляции, подсчитали аналитики. К концу августа 2020 года более половины россиян вернулись в офисы, еще 26% оставались на удалёнке, а 15% чередовали очный и дистанционный режим.

Во многих организациях удалёнка в той или иной форме сохраняется до сих пор. Осенью на фоне резкого роста выявляемых случаев заражения коронавирусом мэр Москвы Сергей Собянин обязал работодателей отправить домой не менее 30% сотрудников. Ограничения отменили в конце января 2021 года. Новые реалии, вызванные пандемией, повлекли за собой изменения в законодательстве.

С 1 января 2021 года любой сотрудник может попросить работодателя перевести его на дистанционную работу. Если тот согласится, то понадобится подписать дополнительное соглашение к трудовому договору. За 2020 год число работающих на удалёнке россиян выросло в 100 раз, до 6 млн человек, сообщали в Госдуме. В то же время число подобных вакансий увеличилось в 2,5 раза, до 32 000. Каждое пятое предложение приходилось на Москву, при этом на самую высокую зарплату могли претендовать IT-специалисты.

Плюсы и минусы новой реальности. Как оценивают работу из дома бизнесмены и рядовые сотрудники

Плюсы удалённой работы

Опрошенные «Секретом» российские предприниматели, топ-менеджеры и рядовые сотрудники коммерческих фирм назвали сразу несколько очевидных, на их взгляд, преимуществ работы из дома. Вот ключевые из них.

Экономия времени.

Отправленные на удалёнку сотрудники компаний перестали тратить по несколько часов в день на дорогу в офис. По этой причине многие из них не хотят возвращаться к очному режиму работы, предпочитая посвящать это время себе, рассказал генеральный директор международного облачного сервиса видеонаблюдения и видеоаналитики Ivideon Андрей Юдников.

Аналогичного мнения придерживается и специалист по баннерам интернет-магазина Lamoda Ирина Генина. По её словам, отсутствие необходимости тратить два часа в день на дорогу ежедневно освободило время на сон, встречи с близкими, заботу о себе и хобби.

Отказ от поездок в офис дает возможность выполнять бытовые дела и побуждает к новым занятиям, продолжает проджект-менеджер портала 4PDA Динара Мухамеджанова. Помимо этого, сэкономить время можно, быстрее выполнив поставленные руководством задачи и завершить рабочий день раньше запланированного.

Экономия на аренде.

Массово отправив сотрудников на удалёнку, компании смогли позволить себе сэкономить на арендных платежах и других обязательных расходах. По словам вице-президента по операционному управлению стаффинговой группы Ancor Алексея Миронова, столичный офис компании стал на три этажа меньше, площади сократились и в других городах присутствия группы.

Компания «АйдоЛаб» и вовсе отказалась от аренды офиса, рассказал сооснователь и коммерческий директор организации Артём Ступак. Помимо этого, фирма сэкономила на переносе склада в Подмосковье. В будущем компания рассматривает возможность создания небольшого офиса в одном из столичных районов неподалёку от метро для удобства клиентов.

Аналогичное преимущество удалёнки назвала и директор по персоналу компании-интегратора Oberon Элина Кудишина. При этом, сэкономив на арендуемых площадях и сопутствующих расходах, организация стала тратить больше на приобретение техники и сервисов для работы сотрудников из дома.


Экономия на печати.

Многим компаниям пришлось доставлять сотрудникам принтеры из офиса, чтобы те могли наладить рабочие процессы в дистанционном режиме. Глава фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская забрала многофункциональное устройство домой уже через неделю после введения ограничений, корпоративные аппараты передали бухгалтеру и менеджеру компании «АйдоЛаб», а также сотрудникам финансового отдела Ancor и отдельным работникам Ivideon. О техническом оснащении задумались и в других фирмах.

«Раньше мы не задумывались о том, что МФУ поможет сэкономить время, которое сотрудник тратит на дорогу до копировального центра. Сейчас я вижу, что эти часы, которые проводятся в дороге, можно использовать на выполнение важных задач. Поэтому мы с командой склоняемся к тому, что МФУ — это действительно полезное устройство, позволяющее рационально использовать рабочее время», — отметила основатель онлайн-школы GreenFreelance Евгения Зеленова.

На рынке печатной техники зафиксирован тренд на максимальную экономию: потенциальные покупатели ищут самый недорогой аппарат, при этом многие по привычке отдают предпочтение лазерным устройствам, рассказал в интервью продакт-менеджер Epson Илья Хохлов. Компания готова предложить им альтернативу — новое поколение струйных принтеров без картриджей.

«Вместо картриджей такие устройства используют контейнеры с чернилами, объём которых более чем в 10 раз превышает объём картриджей, а стоимость таких контейнеров значительно ниже, так как в них нет дорогостоящих чипов и датчиков. Это делает печать очень экономичной, а стоимость владения устройством — низкой. Да, «входная» цена покупки получается чуть выше, но с учётом набора чернил в комплекте поставки и объёмов печати на пару лет вперёд такие решения оказываются значительно выгоднее», — отметил он.

При изучении мнений потенциальных покупателей в Epson выяснили, что в большинстве своём компании не заинтересованы в цветной печати, поскольку воспринимают ее как «ненужную переплату». В результате Epson решили подстроиться под покупателей и предложить им не только цветные бескартриджные, но и монохромные принтеры и многофункциональные устройства. В компании их называют «монохромной фабрикой печати Epson».

Устройства оказались востребованы и в государственных, и коммерческих организациях за счёт более выгодной стоимости владения (TCO). К примеру, в комплекте поставки МФУ Epson M2170 вместо инсталляционных пробников, как это обычно бывает у картриджных моделей, идёт двойной набор чернил на 11 000 отпечатков. «Монохромная фабрика печати Epson» сможет удовлетворить потребности малых и средних офисов. Для тех, кому нужны более высокие нагрузки, компания Epson готова предложить цветные и чёрно-белые устройства серии RIPS и Enterprise со скоростью печати до 100 страниц в минуту и рекомендуемой ежемесячной нагрузкой до 100 000 страниц в месяц.


Цифровизация процессов.

Переход в онлайн позволил некоторым компаниям упростить процессы работы с клиентами. С таким преимуществом удалёнки, в частности, столкнулись в компании FinHelp, о чём «Секрету» рассказал её генеральный директор Павел Вешаев. «Наш основной сегмент — это собственники среднего бизнеса с оборотом от 500 млн рублей в год. И если раньше они довольно тяжело шли на онлайн-контакт, предпочитая для любых вопросов личные встречи, то после массовой удалёнки работа через Zoom стала вполне приемлемой, и это очень упростило и ускорило процесс работы с клиентами, в том числе открыло гораздо более широкие возможности для работы с региональными бизнесами», — сказал он.

Дистанционный режим работы ускорил развитие информационной системы и в компании — производителе фанеры «Свеза», отметила главный менеджер по работе с персоналом фирмы Варвара Филиппова. В организации наладили новый формат работы с документацией и электронный обмен данными. Возможность дистанционно проводить согласования как преимущество удалёнки отметила и менеджер по развитию программы лояльности маркетплейса goods.ru Анастасия Чернышёва.

Процесс цифровизации затронул и образовательные учреждения, которые задумались о разработке формата гибридного обучения. К примеру, дистанционный филиал появился в «Компьютерной академии Шаг», рассказал её генеральный директор Павел Специан. Такое решение приняли в том числе на случай очередного локдауна.

Цифровизация добралась и до судебной системы, отметил управляющий партнёр коллегии адвокатов «Параграф» Арташес Дадаян. На удалёнке специалисты сразу же начали инициировать процессы в разных российских регионах через видео-конференц-связь. Такой способ в дальнейшем признали эффективным из-за экономии времени и собранности участников, у которых не осталось лишнего времени на свободные размышления.

Рост показателей.

Все опрошенные «Секретом» предприниматели и топ-менеджеры рассказали о сохранении или увеличении производственных и финансовых показателей за минувший год. В частности, компания FinHelp по итогам 2020 года зафиксировала рост на 50%, а производитель фанеры «Свеза» привлёк свыше 150 новых клиентов, вышел на рынки семи новых для себя стран и нарастил консолидированную выручку.

Фонд Softline Venture Partners закрыл в 2020 году рекордное количество сделок, рассказала его глава, вице-президент по инвестициям ГК Softline Елена Волотовская. Средний чек при этом остался на прежнем уровне. Рост числа продаж и клиентов наблюдают и в компании «АйдоЛаб». Нарастили продажи в телекоммуникационной компании ОБИТ, отметил её генеральный директор Андрей Гук. К примеру, услуги аренды виртуальных серверов в среднем покупали на 30% чаще. Упрощённый процесс найма

Дистанционка позволила нанимать сотрудников или договариваться об аутсорсе с людьми из любого города или региона России, отметил основатель и генеральный директор научно-производственного центра «НовАТранс» Рафаил Валиев. Аналогичную тенденцию заметили и в кадровом холдинге Ancor.

Помимо того что сотрудники могут работать из любой точки мира при условии доступа в интернет, специалисты-удалёнщики получают зарплаты на столичном уровне вне зависимости от места пр

Плюсы и минусы новой реальности. Как оценивают работу из дома бизнесмены и рядовые сотрудники

Минусы удалённой работы

Нашлись у дистанционного режима работы и существенные недостатки.

Чувство разобщённости.

Об этом последствии удалённой работы чаще заявляют сотрудники коммерческих фирм. В частности, разобщённость в коллективе заметила менеджер по развитию программы лояльности goods.ru Анастасия Чернышёва. Коллективных встреч в офлайне не хватает и выпускающему редактору Yandex Drivers Анастасии Емельяновой, по мнению которой «тяжко оставаться на одной волне» с коллегами без живого общения.

Прикладывать дополнительные усилия для сохранения рабочей атмосферы в коллективе пришлось и в телеком-компании ОБИТ, отметил генеральный директор Андрей Гук. С этой целью в фирме усилили внутренние корпоративные коммуникации и организовали рассылку об изменениях в работе.

Размытие границ между рабочим и личным.

Дома сотрудникам сложнее выстраивать временные рамки, в связи с чем работают они во многих случаях дольше, чем в офисе, отметил генеральный директор международного облачного сервиса видеонаблюдения и видеоаналитики Ivideon Андрей Юдников. Помимо этого, они часто отвлекаются на бытовые проблемы, что замедляет рабочие процессы.

Работа начала превалировать над личными задачами и у главы фонда Softline Venture Partners Елены Волотовской. На удалёнке компьютер работает практически круглосуточно, а в мессенджерах и почтовых сервисах постоянно приходят новые сообщения, отправители которых ждут ответа как можно быстрее.

Сложности с адаптацией новых сотрудников.

Эту тенденцию отметили основатель и генеральный директор Научно-производственного центра «НовАТранс» Рафаил Валиев, а также HR-директор «СберАвто» Анастасия Серебрякова.

«Ввести в курс дела нового члена команды бывает сложно, как и установить хороший рабочий контакт. Однако мы такой возможности наших сотрудников не лишаем: коллеги собираются в офисе, когда это необходимо, и вводные встречи, за исключением периода ограничений, тоже проходят офлайн», — отметила она.

Плюсы и минусы новой реальности. Как оценивают работу из дома бизнесмены и рядовые сотрудники

Планы на будущее

Примерно две трети компаний — клиентов агентства по поиску персонала M-Choice намерены сохранить частично удалённый режим работы, рассказала «Секрету» партнёр фирмы Инга Тужба. Это подтверждает и опрос «Секрета», согласно которому большинство отдает предпочтение гибридному или комбинированному режиму работы.

Многие организации решили сохранить удалёнку по желанию. Если сотрудникам понадобится решить какие-то рабочие вопросы очно, они всегда могут приехать в офис, отметил глава Ivideon Андрей Юдников. Остается дома и менеджерский состав НПЦ «НовАТранс», добавил его основатель Рафаил Валиев.

«Год — достаточно большой срок, чтобы изменить рабочие паттерны. И для части сотрудников удалёнка стала хорошим вариантом выполнения трудовой функции. Поэтому принудительно загонять их обратно в офис будет достаточно рискованным шагом. Так что нас, по всей видимости, ждет некий гибридный режим, когда офисный труд будет чередоваться с работой из дома или вообще из другой страны — без какого-то ущерба для производственных результатов», — считает глава фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская.

Сотрудники интернет-магазина Lamoda должны вернуться в офис только после снятия всех ковидных ограничений, заявила специалист по баннерам Ирина Генина. При этом её отдел и вовсе не собирается вновь работать в режиме традиционной пятидневки, а значит, «та жизнь до карантина уже безвозвратно потеряна». С ней согласна проджект-менеджер 4PDA Динара Мухамеджанова, которая сомневается в возвращении к режиму работы до эпидемии в ближайшем будущем.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе