secretmag.ru
Опубликовано 03 августа 2021, 17:21
5 мин.

От звуков до запахов. Как зарегистрировать товарный знак и защитить его от конкурентов

Товарный знак помогает потребителям различать продукты разных производителей, поэтому каждый бренд старается выделиться на рынке. Как правильно пройти процедуру регистрации и защититься от непорядочных конкурентов, желающих скопировать ваш товарный знак, рассказал управляющий партнёр, коммерческий директор ГК «Европейская юридическая служба» Андрей Хорошилов.

От звуков до запахов. Как зарегистрировать товарный знак и защитить его от конкурентов

Что может стать товарным знаком, а что — нет?

Как правило, в качестве товарного знака регистрируют название и логотип бренда. Но им может быть и оригинальная упаковка, слоганы и звуки (например, мелодии из рекламы или музыкальная заставка). Самый редкий вариант — ароматы, но такое тоже встречается.

Что нельзя сделать товарным знаком? Перечень достаточно широкий:

  • обозначения, схожие с существующими товарными знаками;
  • государственные и общепринятые символы;
  • наименования международных организаций, их символы;
  • а также обозначения продуктов всеобщего употребления (например, просто «хлеб» или «вода»).

Чтобы не терять время из-за отказов в регистрации, следует проверить свой товарный знак на плагиат. В этом помогут платные онлайн-сервисы с доступом к данным ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности, уполномоченный Роспатентом), их легко найти в поисковике.

Можно проверить знак и бесплатно — через информационный ресурс «Открытые реестры», размещённый на сайте ФИПС. Однако порой он выдаёт не совсем полную информацию: например, при поиске по ключевому слову среди результатов отсутствуют некоторые зарегистрированные товарные знаки.

Товарный знак должен пройти проверку на визуальное, фонетическое и семантическое сходство. Если всё хорошо и ваш знак уникален, можно начать процедуру регистрации.

Как зарегистрировать товарный знак

Для начала необходимо собрать документы. Это:

  • заявка на регистрацию; обозначение товарного знака и его описание в свободной форме;
  • перечисление товаров и услуг, для которых будет использован товарный знак;
  • согласие на обработку персональных данных.

Образцы можно найти на сайте Роспатента.

Следующий шаг — подача собранного пакета документов в Роспатент. Можно отправить заявку онлайн через сайты ФИПС или «Госуслуги». Однако для этого необходима квалифицированная электронная подпись. Можно и самостоятельно поехать в московский офис Роспатента или отправить заявку обычной почтой.

Также не забудьте оплатить госпошлины. При подаче заявки в электронном виде на них будет действовать скидка в размере 30%. Необходимо заплатить за регистрацию заявки и проверку документов на соответствие перечню, проведение экспертизы на уникальность товарного знака и его легитимность, саму регистрацию и выдачу свидетельства. Всё вместе это обойдётся в сумму около 33 000 рублей.

Сколько длится процедура регистрации

Процесс не слишком быстрый. Первый этап проверки (оплата госпошлин и документов) занимает до месяца. Экспертиза товарного знака — до шести месяцев. Далее идёт сама регистрация, публикация сведений в официальном бюллетене в течение месяца, выдача свидетельства (в течение такого же срока).

Срок действия исключительного права составляет 10 лет. После этого срока его можно продлевать с помощью повторной регистрации.

От звуков до запахов. Как зарегистрировать товарный знак и защитить его от конкурентов

Что делать, если конкурент незаконно использует товарный знак

Обнаружив нарушение, в первую очередь владелец товарного знака должен обратиться в полицию. Для этого следует лично прибыть в отделение, захватив правоустанавливающие документы в отношении себя, а также товарного знака.

Если правонарушение было совершено не единожды или нанесло крупный ущерб (более 250 000 рублей), то использовавшему ваш товарный знак грозит уголовная ответственность. Величина ущерба рассчитывается исходя из примерной стоимости продукции, проданной с незаконным нанесением на упаковку товарного знака.

Нарушителя ждёт штраф в размере от 100 000 до 1 млн рублей. Также предусмотрены обязательные или принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет.

Если кейс подпадает под административную ответственность (когда нарушение первое и с ущербом до 250 000 рублей), нарушителя ждёт штраф от 10 000 до 200 000 рублей с конфискацией товаров.

Также правообладатель может подать иск в суд, чтобы полностью возместить причинённые убытки. Но порой удаётся решить вопрос и без тяжб.

Так, один из продавцов Wildberries увидел, что на маркетплейсе появился товарный знак, отличающейся от его собственного всего на одну букву в конце слова. При этом использовали его для идентичных товаров. Продавец решил обратиться к недобросовестным конкурентам, но получил лишь хамский ответ.

Тогда бизнесмен обратился за помощью к своему патентному поверенному. Это аттестованный эксперт по интеллектуальной собственности. Вместе они выяснили, что конкурент подал заявку со своим товарным знаком намного позже предпринимателя. Продавец сообщил об этом в отдел развития Wildberries.

Юрист маркетплейса заверил, что по инциденту проведут проверку. Однако через пару дней на сайте полностью заблокировали бренд бизнесмена. Нет, не нарушителя, а подавшего заявку на нарушение. Видимо, менеджер просто перепутал бренды, которые отличались лишь на одну букву. В течение нескольких дней переписки с поддержкой ошибку исправили. В итоге всё же удалось снять с продажи бренд ответчика. И решить это удалось без суда.

Как самому не нарушить закон

Для размещения чужого товарного знака нужно разрешение. Но, например, сервисные центры, которые работают с техникой мировых брендов, часто пренебрегают этим.

Интересным прецедентом стала ситуация с одним сервисным центром по ремонту и трейд-ину техники Apple. Так, на своём сайте и вывеске центр использовал логотипы техники, с которой работает. Однако однажды он получил на почту претензию о нарушении интеллектуальных прав от представителя Apple, в которой была угроза штрафа в 5 млн рублей.

Владелец неавторизованного сервисного центра посчитал, что это несправедливо, ведь множество точек работает так же, но им претензии не присылают. Однако с законом не поспоришь. В частности, претензия коснулась логотипа на сайте сервиса в виде перевёрнутого яблока с силуэтом Джобса. Консультация с юристом показала, что такой логотип (пусть и изменённый), несомненно, является нарушением интеллектуальных прав.

Что сделал владелец сервиса, чтобы избежать огромного штрафа? Во-первых, устранил нарушения: убрал все «яблочные» изображения. Во-вторых, сделал собственные фотографии техники, чтобы изображения точно являлись его интеллектуальной собственностью. Также подобным сервисам бизнесмен посоветовал создавать и регистрировать свой собственный уникальный товарный знак.

То есть выход здесь один: использовать чужие товарные знаки нельзя в любом случае! Исключение возможно только с официального разрешения правообладателя.

Коллаж: «Секрет Фирмы», pixabay.com, pxfuel.com