Основатель Twitch рассказал, как спланировать первый прототип продукта и не облажаться

Почему не нужно долго париться с MVP
23 сентября в 22:33

Первый прототип продукта должен быть до смешного простым. Для его разработки не обязательно с головой уходить в трёхлетнее исследование или десять лет работать в интересующей отрасли, считают в венчурном фонде Y Combinator. Его CEO Майкл Сибель (основатель Twitch) рассказывает, как правильно создать MVP (минимально жизнеспособный продукт) — простейший прототип товара, который показывает спрос на продукт. Вот главные тезисы из его выступления на Startup School.

— Чаще всего MVP представляют так: создаёшь простой продукт, предлагаешь его начальной целевой аудитории и понимаешь, представляет ли он какую-то ценность. Но до создания первого прототипа важно пообщаться с потенциальными клиентами. Ещё лучше, если продукт создаётся для себя — так легче понять, работает ли он конкретно в твоём случае.

Первый клиент — это человек с проблемой, которую решает продукт. И если этот человек — ты сам, всё становится намного проще. Если продукт предназначен для загадочной группы пользователей (и вы понятия не имеете, кто это), задумайтесь, надо ли тратить на это время.

Не тратьте время на загадочную группу пользователей.

Цели стартапа перед запуском

Запускаться быстро. Если выделить самую важную мысль — вот она: запускаться надо невероятно быстро. Так было десять лет назад, и так это работает сейчас.

Привлекать первых клиентов. Часто случается так, что стартапер отказывается от продукта ещё до того, как клиент успевал его попробовать. Предлагайте пользователям свой продукт. Не обязательно представлять во всех красках, как клиенты им пользуются. Достаточно, чтобы продукт был хоть кому-то полезен.

Получать отзывы от клиентов после запуска MVP. Все попадаются в эту ловушку. Основатели стартапов не видят смысла в отзывах на первую кривую версию продукта. Реальность такова: потрясающую идею нужно держать в голове, но при этом быть очень гибким. Может оказаться, что продукт вашей мечты — не то, чего хотят клиенты. Поэтому надо чётко решать поставленную задачу, тесно взаимодействовать с клиентами и гибко подходить к решению.

Менять продукт постепенно, шаг за шагом. Основатели стартапов часто делают одну и ту же ошибку: «влюбляются» в придуманный ими продукт. Но он может не работать для их целевой аудитории. Они говорят: «Вот отвёртка, она не очень хорошо закручивает, но вдруг сгодится для чего-нибудь ещё. Может, использовать её в кулинарии или для уборки?» Но проблема-то в том, что надо что-то закрутить, а пользователь — слесарь. Если отвёртка не помогает решить проблему, сделайте же с ней что-нибудь! Совершенствуйте продукт до тех пор, пока он не решит поставленную задачу.

Ограничить функционал MVP. Нужно ориентироваться не на всех потенциальных клиентов, а на небольшую группу первых клиентов и их приоритетные задачи. До поры до времени не берите всё остальное в расчёт. MVP — это минимально жизнеспособный продукт, это только начальная точка. Убедитесь, что не делаете из вашего MVP чего-то выдающегося.

Фото: СС0

Классический пример — один из первых лендингов Airbnb. В его MVP не было платежей: клиент находил жильё на Airbnb и платил напрямую хозяину. Стоит ли говорить, что это было проблемой?

Первый прототип продукта стартапов Twitch и Stripe тоже не был идеальным. Но все три стартапа — пример очень простых и быстрых в запуске MVP. И все они, нынешние единороги (с оценкой более $ 1 млрд), начинали с MVP, который, грубо говоря, был построен из говна и палок.

«Тяжёлый» MVP нужен только в нескольких ситуациях. Если работаешь в индустрии с жёстким регулированием — например, в страховании, банковском секторе, отрасли беспилотников, — бывает сложно запуститься. Сначала нужно пройти через множество контролирующих органов. Допустим, вы занимаетесь серьёзной техникой, строите ракеты — за пару недель ракету не построишь. Если ваш бизнес такой, помните, что MVP можно запустить на простеньком веб-сайте (там можно объяснить, чем именно вы занимаетесь). Сайт можно запустить за пару дней вместо пары недель и невероятным образом обогнать простые MVP со своим «тяжёлым» продуктом.

Не гонитесь за «тяжёлым» MVP.

Запуск стартапа — тоже непростой вопрос. Многие основатели берут пример с крупных компаний, например Facebook, и у них возникает впечатление, что при запуске успешная компания должна выглядеть именно так.

Но Facebook уже давно не стартап. Многие ли помнят день запуска Google, Facebook, Twitter? Нет. Незабываемый запуск — это сказка, в которую пора перестать верить.

Самое важное — привлечь первых клиентов. Вы можете болтать с ними целый день, но так и не поймёте, решит ли ваш продукт их задачи. Но если подать продукт на блюдечке, а он не решит их проблему, вы узнаете об этом сразу! Поэтому уделяйте время не презентациям, а продукту.

Фото: СС0

Как быстро создать MVP. 4 лайфхака

  • Определите временные рамки.

«Что если я хочу запуститься через три недели? Так-так, тогда всё, что есть в спецификации, нужно сделать за три недели». Так вы упростите себе жизнь и уберёте все функции, которые не сможете сделать за три недели.

  • Составьте список с функционалом.

Про этот шаг часто забывают. Но когда нет списка, сложно переключиться с одной задачи на другую. А ещё вас легче сбить с толку. Клиенты говорят, что не будут пользоваться этой функцией. Инвесторы — что ничего не выйдет. И вот ваш трёхнедельный план уже превратился в трёхмесячный. Если есть список, хотя бы заметишь, насколько отклонился от первоначального курса.

  • Сократите ваш список.

Через неделю станет ясно, что в списке слишком много пунктов и вы не укладываетесь в срок. Это нормально. Самое время избавиться от ненужных задач. Когда сделаете это, убирайте нужные. Фишка в том, что, чтобы сильно продвинуться, нужно избавиться от всего. Но если не получилось, всегда можно откладывать, откладывать и откладывать.

  • И наконец, не прикипайте к своему MVP.

Многие влюбляются в то, что себе напридумывали. Но ни один из успешных продуктов (Airbnb, Twitch и Stripe) не сохранился в первоначальном виде. Пожалуйста, не прикипайте к своему MVP. Это лишь первая остановка в вашем путешествии. Будучи школьником, вы же не зациклились на первой контрольной в первом классе? А зачастую именно такое впечатление и производит ваш MVP на клиентов.

Оригинал видео здесь.

Расшифровку выступления читайте здесь.


Материал подготовлен при поддержке некоммерческой школы стартапов RUSSOL.

Здесь проводят открытые образовательные лекции и митапы для предпринимателей с участием основателей лучших ИТ-компаний России, Украины, Беларуси, и, а также подбирает наставников для стартаперов.

Инициативная группа школы с 2017 года переводит на русский курс лекций Y Combinator. В них создатели и ключевые сотрудники таких компаний как Twitter, Pebble, Airbnb, WhatsApp и другие рассказывают о создании продукта и команды, общении с пользователями, первых продажах, а также преодолении болезней роста компании.

Смотреть видео 2017 года

Смотреть видео 2018 года

В этом сезоне RUSSOL запустила краудфандинговую кампанию на переводы. Авторы кампании рассчитывают собрать 350 000 рублей. Деньги пойдут на вознаграждение труда волонтёров, которые тратят свое время на переводы, подготовку субтитров к видео и расшифровок.

По итогам кампании переведённые лекции и другие материалы выложат в открытый доступ и безвозмездно передадут 50 вузам, технопаркам, акселераторам, бизнес-инкубаторам стран СНГ.

Поддержать проект можно здесь.

Фото: shutterstock.com/vostock-photo.online

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе