Опубликовано 07 ноября 2019, 20:12

Лид, питч, венчур? Объясняем термины стартаперов простым языком

Русско-стартаперский разговорник

У стартаперов сформировался свой профессиональный жаргон. Порой они сыпят терминами, которые сложно понять неподготовленному собеседнику. «Секрет фирмы» разобрался, что означают самые распространённые стартаперские термины.

Лид, питч, венчур? Объясняем термины стартаперов простым языком

А

Акселератор — образовательная программа для поддержки стартапов. Обычно предлагает помощь с финансированием, наставничество и полезные контакты в обмен на долю в бизнесе. Акселерация в среднем длится три месяца.

Б

Бизнес-ангел— независимый инвестор, который вкладывает деньги в обмен на долю в стартапе. Также может выступать в качестве эксперта-консультанта.

Бизнес-модель — просчёт сценариев, как и на чём проект будет зарабатывать компания.

В

**Венчур **— инвестиции с высоким риском. Как правило, их дают инновационному бизнесу в надежде заработать больше, чем на вложениях в традиционные компании.

Воронка продаж — путь клиента от знакомства с товаром до покупки. Стартап должен построить такую воронку, чтобы вызвать интерес у клиента и подтолкнуть к покупке.

Е

ЕБИТДА / EBITDA — не ругательство, а показатель финансовой эффективности проекта, который показывает объем прибыли до вычета расходов, налогов и выплат по кредитам, займам и проч. ЕБИТДА очень важна для инвесторов, поскольку говорит о жизнеспособности стартапа.

Единорог — стартап, чья капитализация за короткий период превысила $1 млрд.

И

Инфлюенсер — лидер мнений (чаще всего блогер или знаменитость). Нужен стартаперу, чтобы продвигать свой продукт аудитории.

К

Кипиай / KPI— ключевые показатели эффективности. Помогают контролировать и оценивать эффективность работы компании, сотрудников и проч.

Коворкинг — пространство, где любой может арендовать рабочее место. Работа в коворкинге поможет сэкономить на открытии отдельного офиса.

Комитмент — подтверждение от инвестора, что он будет участвовать в проекте. Бывает хард (письменное) и софт (устное, предварительное).

Конверсия — доля полезных для бизнеса действий (переход на сайт, регистрация на сайте, подписка на рассылку, приобретение пробной версии, покупка) к общему числу обращений. Например, рекламу увидели увидело 500 человек, а покупку совершило 20 — значит, конверсия продаж составила 4%.

**Краудфандинг **— сбор денег с помощью добровольных взносов. Для многих стартапов — один из основных методов сбора средств.

Л

Лендинг — одностраничный сайт с информацией о продукте. Как правило, подталкивает посетителей оставить контакты, установить приложение или совершить покупку.

Лид — потенциальный клиент, который проявил интерес к продукту и оставил какие-либо контакты (email, телефон, почтовый адрес).

Лонч — выпуск товара на рынок.

М

Масштабирование — расширение предприятия, в первую очередь физическое: увеличение торговых площадей, открытие новых точек. При таком развитии бизнес захватывает большую долю на рынке и, соответственно, увеличивает прибыль.

MVP — минимально жизнеспособный продукт, первый прототип продукта. Он помогает протестировать идею или продукт на пользователях до полноценного запуска на рынок.

Метрики — набор самых важных показателей эффективности. Например, средняя месячная выручка с одного клиента, процент отказов, стоимость привлечения одного потребителя, жизненная ценность клиента и многое другое. Эти метрики помогают понять, в каком направлении развивается (и развивается ли) стартап.

Н

Нетворкинг — это построение сети полезных знакомств в профессиональном сообществе. Не просто сбор чужих визиток, а строительство отношений, основанных на доверии и взаимопомощи.

П

Пивот — это смена бизнес-модели, продукта или ниши, если товар или услуга не пользуется спросом у потребителей. Если в кризисной ситуации стартап не решается на пивот, то, чаще всего, умирает.

Питч — это короткая и чаще всего словесная презентация бизнес-идеи перед инвесторами. На ней важно не только доказать состоятельность проекта, но и произвести приятное впечатление.

P&L — отчет о прибылях и убытках.

Product-market fit — соответствие продукта рынку. Один из главных показателей успешности стартапа. Оценивается по трем составляющим: клиент (вы точно знаете, кому нужен ваш продукт), проблема (вы решаете конкретную проблему клиента) и решение (клиент готов платить за ваше решение проблемы).

С

СЕО / SEO — продвижение сайта в выдаче поисковых систем по определенным запросам пользователей. В дальнейшем поисковый трафик монетизируют.

Т

Таргетинг — маркетинговый инструмент, позволяет настроить рекламу в интернете так, чтобы её увидели люди с определёнными критериями (пол, возраст, семейный статус, место жительства и прочие).

Ф

**Фандрайзинг **— поиск инвестиций.

Франчайзинг — форма развития бизнес-проекта, когда успешная компания (франчайзер) разрешает независимому предприятию (франчайзи) использовать свой бренд за определенную плату (роялти). Т.е. если компания не готова открывать филиал в другом городе на собственные средства, то она может продать это право.

Бонус. Стадии стартап-проекта

Pre-seed — стадия зарождения идеи. На ней формируют гипотезу, как тот или иной товар или услуга решат проблему потребителя и позволят заработать.

Seed (посевной этап) — команда уже собрана, есть рабочая модель и схема его продвижения на рынке. На этом этапе чаще всего ищут инвесторов.

Alpha-версия — раннее развитие проекта. На этом этапе бизнес начинает которая приносить прибыль, занимает нишу на рынке и формирует круг лояльных потребителей.

Вeta-версия — проект с отработанной бизнес-моделью, растущим потоком клиентов и сформированной маркетинговой стратегией. Стартап готов к выходу на массовый рынок или созданию продуктов в смежных сферах.

«Секрет фирмы» благодарит за помощь в подготовке материала венчурного продюсера Елену Астер и предпринимателя, инвестора Альбину Назарову (бренды SAHAR&VOSK и SV Laboratories).