Лид, питч, венчур? Объясняем термины стартаперов простым языком

Русско-стартаперский разговорник
07 ноября в 20:12

У стартаперов сформировался свой профессиональный жаргон. Порой они сыпят терминами, которые сложно понять неподготовленному собеседнику. «Секрет фирмы» разобрался, что означают самые распространённые стартаперские термины.

А

Акселератор — образовательная программа для поддержки стартапов. Обычно предлагает помощь с финансированием, наставничество и полезные контакты в обмен на долю в бизнесе. Акселерация в среднем длится три месяца.

Б

Бизнес-ангел— независимый инвестор, который вкладывает деньги в обмен на долю в стартапе. Также может выступать в качестве эксперта-консультанта.

Бизнес-модель — просчёт сценариев, как и на чём проект будет зарабатывать компания.

В

Венчур — инвестиции с высоким риском. Как правило, их дают инновационному бизнесу в надежде заработать больше, чем на вложениях в традиционные компании.

Воронка продаж — путь клиента от знакомства с товаром до покупки. Стартап должен построить такую воронку, чтобы вызвать интерес у клиента и подтолкнуть к покупке.

Е

ЕБИТДА / EBITDA — не ругательство, а показатель финансовой эффективности проекта, который показывает объем прибыли до вычета расходов, налогов и выплат по кредитам, займам и проч. ЕБИТДА очень важна для инвесторов, поскольку говорит о жизнеспособности стартапа.

Единорог — стартап, чья капитализация за короткий период превысила $1 млрд.

И

Инфлюенсер — лидер мнений (чаще всего блогер или знаменитость). Нужен стартаперу, чтобы продвигать свой продукт аудитории.

К

Кипиай / KPI— ключевые показатели эффективности. Помогают контролировать и оценивать эффективность работы компании, сотрудников и проч.

Коворкинг — пространство, где любой может арендовать рабочее место. Работа в коворкинге поможет сэкономить на открытии отдельного офиса.

Комитмент — подтверждение от инвестора, что он будет участвовать в проекте. Бывает хард (письменное) и софт (устное, предварительное).

Конверсия — доля полезных для бизнеса действий (переход на сайт, регистрация на сайте, подписка на рассылку, приобретение пробной версии, покупка) к общему числу обращений. Например, рекламу увидели увидело 500 человек, а покупку совершило 20 — значит, конверсия продаж составила 4%.

Краудфандинг — сбор денег с помощью добровольных взносов. Для многих стартапов — один из основных методов сбора средств.

Л

Лендинг — одностраничный сайт с информацией о продукте. Как правило, подталкивает посетителей оставить контакты, установить приложение или совершить покупку.

Лид — потенциальный клиент, который проявил интерес к продукту и оставил какие-либо контакты (email, телефон, почтовый адрес).

Лонч — выпуск товара на рынок.

М

Масштабирование — расширение предприятия, в первую очередь физическое: увеличение торговых площадей, открытие новых точек. При таком развитии бизнес захватывает большую долю на рынке и, соответственно, увеличивает прибыль.

MVP — минимально жизнеспособный продукт, первый прототип продукта. Он помогает протестировать идею или продукт на пользователях до полноценного запуска на рынок.

Метрики — набор самых важных показателей эффективности. Например, средняя месячная выручка с одного клиента, процент отказов, стоимость привлечения одного потребителя, жизненная ценность клиента и многое другое. Эти метрики помогают понять, в каком направлении развивается (и развивается ли) стартап.

Н

Нетворкинг — это построение сети полезных знакомств в профессиональном сообществе. Не просто сбор чужих визиток, а строительство отношений, основанных на доверии и взаимопомощи.

П

Пивот — это смена бизнес-модели, продукта или ниши, если товар или услуга не пользуется спросом у потребителей. Если в кризисной ситуации стартап не решается на пивот, то, чаще всего, умирает.

Питч — это короткая и чаще всего словесная презентация бизнес-идеи перед инвесторами. На ней важно не только доказать состоятельность проекта, но и произвести приятное впечатление.

P&L — отчет о прибылях и убытках.

Product-market fit — соответствие продукта рынку. Один из главных показателей успешности стартапа. Оценивается по трем составляющим: клиент (вы точно знаете, кому нужен ваш продукт), проблема (вы решаете конкретную проблему клиента) и решение (клиент готов платить за ваше решение проблемы).

С

СЕО / SEO — продвижение сайта в выдаче поисковых систем по определенным запросам пользователей. В дальнейшем поисковый трафик монетизируют.

Т

Таргетинг — маркетинговый инструмент, позволяет настроить рекламу в интернете так, чтобы её увидели люди с определёнными критериями (пол, возраст, семейный статус, место жительства и прочие).

Ф

Фандрайзинг — поиск инвестиций.

Франчайзинг — форма развития бизнес-проекта, когда успешная компания (франчайзер) разрешает независимому предприятию (франчайзи) использовать свой бренд за определенную плату (роялти). Т.е. если компания не готова открывать филиал в другом городе на собственные средства, то она может продать это право.

Бонус. Стадии стартап-проекта

Pre-seed — стадия зарождения идеи. На ней формируют гипотезу, как тот или иной товар или услуга решат проблему потребителя и позволят заработать.

Seed (посевной этап) — команда уже собрана, есть рабочая модель и схема его продвижения на рынке. На этом этапе чаще всего ищут инвесторов.

Alpha-версия — раннее развитие проекта. На этом этапе бизнес начинает которая приносить прибыль, занимает нишу на рынке и формирует круг лояльных потребителей.

Вeta-версия — проект с отработанной бизнес-моделью, растущим потоком клиентов и сформированной маркетинговой стратегией. Стартап готов к выходу на массовый рынок или созданию продуктов в смежных сферах.

«Секрет фирмы» благодарит за помощь в подготовке материала венчурного продюсера Елену Астер и предпринимателя, инвестора Альбину Назарову (бренды SAHAR&VOSK и SV Laboratories).

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе