18:17, 26 января 2022
7 мин.

Заметные фигуры. Так ли важен личный бренд при трудоустройстве в России

В Сети можно найти десятки курсов по построению личного бренда. «Инфогуру» в соцсетях твердят, что без этой детали не построить успешную карьеру. Но так ли это на самом деле? Действительно ли работодатель при найме посмотрит в первую очередь на «бренд» человека? «Секрет фирмы» спросил об этом российских топ-менеджеров, предпринимателей и эйчаров.

Заметные фигуры. Так ли важен личный бренд при трудоустройстве в России
Мнение эксперта
Ксения Лео
сооснователь PR-агентства POOL

Личный бренд — это профессиональная узнаваемость и чёткие ассоциации с именем. Коротко это можно описать так: вы представляетесь, а в ответ вас спрашивают: «Тот самый?» То есть вам не приходится рассказывать о себе: собеседник как минимум что-то о вас слышал, как максимум — чётко представляет, чем вы занимаетесь и чего добились.

Если у соискателя сильный личный бренд, то есть он регулярно и по делу пишет о работе, выступает на конференциях, делится результатами и экспертизой, мы как работодатель обратим на него особое внимание. Ведь одно дело — расписать свои достижения в резюме, где их увидит только потенциальный работодатель, и другое — открыто говорить о них в профессиональном поле и получать обратную связь от коллег по отрасли.

Важно, чтобы личный бренд был витриной достижений, а не ширмой, прикрывающей пустоту. Я сталкивалась с людьми, которые набили руку в выгодной презентации своей работы и тратили больше времени на рассказ о каждом своём действии, чем, собственно, на дело.

Найти баланс может быть непросто, но я убеждена, что профессиональная экспертиза и опыт должны лежать в основе публичного присутствия.


Мнение эксперта
Владимир Щербаков
генеральный директор Teachbase

Личный бренд — большой бонус при найме на работу. В первую очередь это касается руководящих позиций. Соискатели идут работать к интересным для них людям, поэтому адекватное позиционирование топ-менеджера упрощает создание команды. При этом бывает, что позиционирование потенциального «топа» и идеология вашей компании расходятся. И, несмотря на его компетенции, он не сможет стать лицом вашего бренда.

Влияние личного бренда особенно заметно среди разработчиков. На рынке есть сильные разрабы, которые активно вовлекают в сообщество других ИТ-специалистов. Если такие есть внутри вашей компании, то это ценно с точки зрения найма. Они становятся «магнитом» и позволяют быть более конкурентными в борьбе за ИТ-кадры. При этом важно с такими людьми чётко обозначать границы, чтобы вся их деятельность не сводилась только к продвижению себя.

Личный бренд подтверждает, что сотрудник не только реализовал успешные проекты, но смог грамотно транслировать свою экспертизу. Это говорит об амбициях, об умениях рефлексировать над проделанной работой, продавать и продвигать себя.


Мнение эксперта
Екатерина Перелетова
бизнес-партнёр сервиса по поиску подработки GigAnt

Личный бренд — это интересный и важный дополнительный штрих к портрету кандидата, причём его ценность растёт, когда речь заходит о «публичных» профессиях — маркетинг, SMM и т. п. На основании того, как человек строит свой «медиаобраз», можно примерно понять, как он сможет развивать и продвигать бренд компании.

Прежде всего мы обращаем внимание на опыт, успехи и факапы реализованных ранее проектов; компетенции, которые кандидат демонстрирует (или старается затенить) на интервью, рекомендации из его предыдущих компаний (не всегда, но часто тоже очень информативны).

Личный бренд скорее плюс. Мало кому помешал яркий, интересно презентующий себя сотрудник, блог которого приятно посмотреть. Теоретически это может навредить, если в рамках личного бренда человек чётко транслирует некие ценности или своё мнение по какому-то острому вопросу и они резко противоречат ценностям/позиции компании-работодателя. Тогда такое сотрудничество может негативно сказаться на имидже обеих сторон.


Мнение эксперта
преподаватель Synergy Academy, руководитель отдела подбора и адаптации персонала
Виктория Киселева

Рекрутеры всё активнее используют социальные сети для поиска кандидатов. Это связано с тем, что конкуренция на рынке труда растёт с каждым годом. Рекрутерам уже недостаточно одного резюме для принятия решения о найме сотрудника. Работодатель всё чаще требует подтверждённых кейсов и портфолио от соискателя.

Компании готовы платить за экспертность, а кандидат получает дополнительную стоимость своих услуг при хорошо выстроенном личном бренде. При поиске кандидатов я часто обращаю внимание на социальные сети соискателя, его экспертные статьи, публикации в СМИ и в других источниках.

Абсолютно точно личный бренд — новый тренд в наши дни. Несколько лет назад я обращала внимание на личный бренд только кандидатов на руководящие должности, так как личный бренд руководителя влияет на успех компании. Сейчас же даже рядовой сотрудник может получить узнаваемость на рынке и тем самым поднять свою ценность.


Мнение эксперта
Любовь Карнаухова
технологии общественного питания Qummy

Для нас важно понимать, каким образом человек транслирует в мир свои личные взгляды, насколько стремится к развитию своих компетенций и готов выходить за рамки известных стереотипов мышления. По резюме и по рекомендациям от предыдущих коллег можно собрать образ и понять, насколько человеку небезразлична его профессиональная репутация.

Умение преподносить себя при личном знакомстве и живом общении также немаловажно. Хотелось бы в идеальном кандидате встречать баланс между ответственным и включённым подходом и отсутствием болезненной зацикленности на работе.

Важность личного бренда не хочется преувеличивать, чтобы не перейти ту грань, где «витрина расходится с внутренним содержанием». Заниматься укреплением имени нужно не только с позиции усиления стратегий привлечения всё более важных работодателей, но и с точки зрения «оставленного следа», тех преобразований в коллективе или бизнесе, которые вы можете привнести своей деятельностью.


Мнение эксперта
Евгений Россинский
директор по технологии IVI

Если мы ищем нового специалиста, то личный бренд — прекрасный повод позвать человека пообщаться. Иметь звёзд в своей команде — престижно для компании, это позитивно влияет и на бренд, и на коллектив. Но сильный личный бренд совершенно не означает готовность и умение работать в команде.

У нас были случаи, когда мы брали звезду, а потом расставались с ней, потому что понимали — наняли инфоцыгана. Кроме того, не стоит забывать, что личный бренд инженера — это не то же самое, что, например, личный бренд медийного менеджера. С инженерами сильно проще, особенно с теми, кто известен благодаря участию в проектах с открытым исходным кодом.


Мнение эксперта
Николай Хорт
основатель сервиса быстрой курьерской доставки Take'N'Go

Конечно, на всех нас действует реклама и маркетинг. Личный бренд — это тоже грамотно выстроенный маркетинг вокруг конкретной персоны. Но имидж далеко не всегда положительно коррелирует с реальными компетенциями человека. Поэтому сотрудника нужно в любом случае проверять «в бою».

Я предпочитаю брать на работу не готовых звёзд, а «выращивать» их. Во-первых, стартапу сложно удовлетворить аппетиты специалистов с сильным личным брендом. К тому же, на мой взгляд, требования многих звёзд очень завышены, а большой связи между раскрученностью личного бренда и вовлечённостью в работу и продуктивностью я не наблюдаю.


Мнение эксперта
Юлия Царева
генеральный директор FAVES Communications

В первую очередь обращаем внимание на то, как стремления кандидата соответствуют целям компании. Например, если мы ищем командного игрока, то не рассматриваем кандидата, который рассматривает нас как проектную подработку на фрилансе.

Ещё один момент — соответствие информации в резюме реальным навыкам. Это всегда легко проверить в ходе интервью-собеседования, задавая «точечные» вопросы.

Последний пункт — это личные ощущения руководителя от общения с кандидатом. Важно, чтобы произошла «химия».

Сильный личный бренд кандидата позволяет зарабатывать компании больше при равных усилиях: услуги и время человека стоят дороже. Также услуги компании продавать в разы легче, так как информация о заслугах сотрудника (кейсах) — публичная.

Однако есть и обратная сторона. И очень важно отслеживать истинные мотивы сотрудника, развивающего личный бренд. Если сотрудник развивает свой личный бренд в тесной связке с компанией, тогда это сильное конкурентное преимущество.

Если человек дистанцируется от компании и стремится к повышению личной известности и стоимости на рынке труда (при этом забывает о рабочих вопросах), то он в скором времени будет малоэффективен и покинет компанию.


Мнение эксперта
Элина Кудишина
директор по персоналу Oberon

Личный бренд — это как вторая кожа. Заключается он не в стиле одежды или подписчиках в соцсетях. В первую очередь это образ и чувства, эмоции и ассоциации, которые вы вызываете у людей. В настоящее время личный бренд складывается из профессиональных компетенций и личностных качеств. Недостаточно быть просто экспертом в своей области, чтобы быть успешным и завоёвывать новые карьерные ступени.

В первую очередь при подборе мы оцениваем, насколько сотрудник по своим компетенциям подходит нашей компании и корпоративной культуре. Личный бренд является одним из критериев отбора. Соцсети и рекомендации дают дополнительную информацию о кандидате.

Есть много ошибочных эффектов первого впечатления, которые могут повлиять на восприятие HR-специалиста. Например, «в очках — значит умный», «худой — значит злой» и т. д. Внешний вид, безусловно, важен, но лишь в дополнение к общей оценке кандидата.

Сильный личный бренд — это преимущество профессионала, которое он должен использовать в своей жизни и карьере. Ведь репутация важна на любом этапе. В кадровый резерв скорее выдвинут и добавят сотрудника, который участвует во всех конференциях и пишет статьи для отраслевых СМИ, участвует в проектных группах, общественных делах, нежели «закрытого» суперэксперта.


Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)

Новости партнеров