Кристоф Бондюэль (Bonduelle): «Экологичность — главное качество нашего производства»

Президент и председатель группы компаний Bonduelle — о бизнесе в России, бережном земледелии и горошке без химии
29 января в 15:08
Партнёрский материал

Уже шесть поколений семьи Бондюэль с севера Франции производят и продают овощи под одноимённым брендом. Природа для них — самый ценный актив. 23 января в Москве компания презентовала глобальный манифест La Nature Notre Futur. Основа манифеста — защита окружающей среды от технологического воздействия и производство экологичной продукции. Мы поговорили с главой группы компаний Кристофом Бондюэлем о том, как развивать бизнес в России, какие технологии не вредят, а помогают природе и почему скоро мы все перейдём на растительное питание.

— Компания Bonduelle начала выходить на российский рынок в середине 90-х — это было экономически сложное время для страны. Что нового вы тогда узнали о бизнесе в России?

— Да, около 20 лет назад мы делали первые шаги. Тогда мы расширялись в странах Восточной Европы, двигались всё дальше на восток. Наш бизнес в России начался с поставок консервов из Венгрии и Польши. Затем мы поняли, что Bonduelle россиянам по вкусу, и решили заключать контракты с местными фермерами из Краснодара. Это регион с хорошими условиями для роста разных культур, в том числе горошка и сладкой кукурузы. Но в тот момент идея с фермерами не сработала — требования французских технологов оказались слишком высокими, также были и другие проблемы. Тогда мы начали выращивать сами. Но сейчас наши объёмы растут не только за счёт собственного производства, но и за счёт сотрудничества с местными фермерами, их вклад только увеличивается.

Для нас Россия — важнейший рынок. «Думать глобально, действовать локально» — это известный принцип, и мы его придерживаемся

За 20 лет мы узнали многое об агробизнесе в России, об отношениях с фермерами и представителями власти, а они сильно отличаются от французских. Думаю, нам удалось построить здесь крепкие отношения. Мы узнали, чего хочет и ждёт российский потребитель: доступность, еду местного производства.

Для нас Россия — важнейший рынок. «Думать глобально, действовать локально» — это известный принцип, и мы его придерживаемся. Сейчас, например, мы собираемся также производить грибы — это новый для нас рынок, а в России он очень большой. Потребление овощей в разных странах мира отличается, и мы адаптируемся. Даже наша кукуруза и горошек в России и, например, во Франции немного разные на вкус, потому что их употребляют по-разному. В России их добавляют в разные салаты, а также едят как гарнир, это не очень популярно во Франции.

Сейчас мы лидируем в сегменте консервированных овощей, но планируем стать мировым лидером в производстве продуктов растительного происхождения до 2025 года. Недавно мы начали развиваться в сегменте свежих овощей, планируем это продолжать. В России — пока нет, но, надеюсь, через три-пять лет будем продавать свежие овощи ресторанам, кафе и, конечно, напрямую потребителям. Мы многому научились, но до сих пор продолжаем учиться.

— Делать бизнес в России иностранной компании нелегко — часто иностранные инвесторы не могут предсказать следующий шаг властей или принятие новых законов. Как вы с этим справляетесь?

— 20 лет назад мы решили, что не будем изменять своим принципам и ценностям ни при каких условиях. Это касается нашего долгосрочного видения, нашего партнёрства с фермерами и так далее. И сначала нам было сложно объяснить это российским властям, но губернатор Краснодарского края нас поддержал. Как в западных странах есть определённый образ России, так и в России есть образ западных стран и компаний. Нам нужно было убедить его, что у нас здесь долгосрочные планы, что мы не на два-три года выходим просто денег заработать. Шаг за шагом у нас это получилось без всяких проблем и коррупции, несовместимой с нашими ценностями. Мы скорее выберем не заниматься бизнесом, чем делать это неправильно.

Мы скорее выберем не заниматься бизнесом, чем делать это неправильно

Презентация манифеста La Nature Notre Futur стала для нас большим шагом. Им мы стремимся доказать, что у Bonduelle есть не только экономическая цель, но и социальная. Конечно, для нас важна прибыль, но также важно создать лучший мир для будущих поколений за счёт благоприятной экосистемы, где в основе лежат полезные и доступные продукты.

— Агроиндустрия во многом зависит от технологичности процесса. Какие современные технологии вы применяете?

— Да, сейчас это высокотехнологичный бизнес. В основе нашего бизнеса лежит природа. И нам важно относиться к ней бережно, важно, чтобы наше производство было максимально экологичным. Это мы делаем в том числе благодаря современным технологиям. Например, в Краснодаре мы опробовали стрип-тилл и теперь используем эту технологию везде. Она позволяет вносить удобрение одновременно с рыхлением почвы туда, где находятся семена, а не на всё поле. Разница огромна — теперь нам нужно удобрять всего 15% поля. В России у нас большие объёмы производства, и мы стараемся сделать всё, чтобы рационально использовать природные ресурсы: воду, удобрения, энергию и так далее. Вообще, Россия для нас — лаборатория. Здесь мы тестируем многие новые технологии и затем используем их повсеместно.

— А что ещё вы делаете, чтобы производство стало экологичным?

— Экологичность — главное качество нашего производства. Это не просто слова, это философия. Мы стараемся минимально эксплуатировать природные ресурсы, боремся с эрозией почвы, развиваем передовые технологии биологического контроля. Не используем химию для защиты урожая от насекомых. Мы хотим оставаться и лидировать на рынке через пять, десять, двадцать лет, поэтому нам важно инвестировать в бережное земледелие. Мы обязаны заботиться о нашей природе, о планете.

— Bonduelle удаётся производить доступные для россиян продукты. Как вы это делаете?

— Наша политика такова: мы хотим становиться всё более доступными без ущерба качеству. У нас довольно дешёвые продукты, но мы всегда ищем новые пути снижения цены. Важно делать не только вкусные, качественные и безопасные продукты, но и доступные большинству потребителей. Конечно, в Россию мы не можем экспортировать то, что производим во Франции, — это слишком дорого. Кроме того, есть запрос на локальные продукты. Есть то, что производят местные фермеры, — это тренд. Большая часть того, что Bonduelle продаёт в России, сделано здесь же.

— Какой ваш продукт самый популярный в России?

— Мы лидируем в овощных консервах, но мы также инвестируем в производство замороженных продуктов. Конечно, среди консервов горошек и сладкая кукуруза — безоговорочные лидеры. Но мы растём по оливкам, консервированной фасоли и в других категориях, например в готовых замороженных блюдах.

— Как на ваш бизнес влияет тренд на здоровый образ жизни и веллнес?

— Благодаря этому тренду всё больше людей переходят на растительное питание или просто включает в рацион больше овощей, потребляет меньше мяса. Также отношение к экологии становится более осознанным. Сейчас на планете живут около 8 млрд человек, и население только растёт. Конечно, чтобы в будущем людям было что есть, сейчас нужно снижать потребление животной продукции и заменять растительной: на производство 1 кг мяса нужно 6–7 кг растительной пищи.

— Уже шесть поколений вашей семьи управляют Bonduelle. Вы когда-нибудь мечтали заняться чем-то другим? Боитесь, что ваши потомки решат это сделать?

— Очень тяжело объяснить людям, почему уже столько поколений занимаются одним делом. Лично я не чувствую, что компания принадлежит мне — она принадлежит всем моим предкам, которые её строили и развивали с середины XIX века. Они передавали этот бизнес из поколения в поколение, так же хочу поступить и я. Моя семья надеется, что мы сможем продолжить фантастическую историю успеха Bonduelle. Конечно, молодым членам семьи придётся нелегко, на их плечи ляжет огромная ответственность из-за масштаба компании и нашей фамилии, которая стала брендом. Но им есть чем гордиться. Я правда верю, что нам подходит особая бизнес-модель, поэтому мы остаёмся семейной и при этом публичной компанией.

Фотографии: Bonduelle