Как понять, что бизнес не работает? Выйти на зарубежные рынки
Опыт стартапераПроект Postoplan разработали ещё в 2018 году. Для этого я продал бесперспективный бизнес и привлёк новых инвесторов. Только с выходом на зарубежные рынки бизнес-модель оправдала себя и увеличила стоимость компании. Вот как это было.
© Depositphotos.com
О поиске идеи, долгах и первых инвестициях
В 2018 году я руководил рекламным интернет-агентством, а также управлял сервисом по созданию интернет-магазинов. Обе сферы приносили прибыль, но хотелось работать на перспективу. Я начал искать информацию о том, сколько можно заработать в своих нишах, в особенности в рекламных агентствах. Посмотрев интервью руководителей агентств, я выяснил, что для заработка ежемесячной чистой прибыли в 1 миллион рублей в агентстве должно быть не меньше, чем 100 сотрудников, чего и близко не было.
В 2018 году я понял, что нужно работать над созданием совершенно нового продукта, который помог бы бизнесу и частным лицам управлять социальными сетями и мессенджерами. Опросив около 50 маркетологов и руководителей агентств, я составил предварительный план. Начался 2019 год, доступных финансов для разработки нового продукта у меня не было. Поэтому я решил продать свой сервис создания интернет-магазинов.
На полученные деньги я нанял программистов на аутсорсинге, но у них не получалось сделать работу качественно. И так раз за разом — люди не могли сделать то, что от них требовалось. В общей сложности из-за постоянных задержек работы и необходимости платить зарплату нанятым сотрудникам я набрал на 1,5 млн рублей долгов и продал моё рекламное агентство.
Мы подготовили кампанию нового проекта по управлению социальными сетями и стартовали на Product Hunt 4 декабря 2019 года. После запуска получили несколько постоянных клиентов и собрали статистику. Долго работали над тем, чтобы найти инвесторов.
И наконец 2 января 2020 года подписали первый инвестиционный договор на €11 000 с Кириллом Антошиным, а в середине февраля Иван Иванин решил инвестировать в нас ещё €50 000. С этих денег начался рост Postoplan.
О трансформации проекта
Я осознавал, что будет непросто. После получения первых инвестиций мы вложили часть средств в маркетинг и запустили четыре новые языковые версии (английскую, сербскую, польскую и хинди). Нас было меньше 10 человек, и каждый решал сразу несколько задач. Сейчас в нашей команде есть те, у кого немного обязанностей, например, есть человек, ответственный только за вебинар на английском языке. Раньше мы не могли позволить себе такое.
В техподдержку мы нанимали людей, которые могут общаться на нескольких языках одновременно. И так получалось, что часто откликались учителя испанского и английского языков. Оказалось, что это люди особого склада — они привыкли к урокам и к тому, что они там руководители. Тут же к ним обращаются с проблемами и претензиями, никто не пишет в техподдержку с намерением похвалить продукт. В итоге учителя не смогли работать в этих условиях. У всех был один ответ: «Алексей, у вас всё отлично, рада работать, но это не для меня, я лучше снова пойду учить». Мы проанализировали ситуацию и стали указывать в описании вакансии, что не берём тех, кто работал в образовании.
После первых инвестиций я начал расширять техподдержку и ИТ-отдел. Раньше мы старались все задачи выполнять у себя, потому что не хватало средств на оплату подрядчиков. Сейчас уже часть работы отдаём на аутсорсинг — это быстрее и эффективнее.
О трудностях и смене модели монетизации
Первый год жизни проекта был очень тяжёлым: на англоязычном рынке столкнулись с огромным количеством трудностей. Прежде у меня был опыт работы только на русскоязычном и сербском рынках, так как проживал в то время в Черногории. Поэтому нам приходилось брать консультации у тех, кто работал на англоязычном рынке. Перестроиться после российского рынка было очень тяжело.
В первый же месяц работы на новом рынке мы публиковались в разных изданиях, обращались во все листинги и форумы, где можно оставить бесплатную ссылку. Довольно скоро к нам пришла досудебная претензия от человека, что мы «не отвечаем за персональные данные». Мы пообщались с этим человеком и выяснили, что он мошенник, который быстро понял, что с нас ничего взять не получится, и исчез.
О планах
Мы хотим стать больше чем просто лидерами ниши менеджмента в социальных сетях во всём мире. Для этого активно используем наши сильные стороны.
В этом году мы планируем открыть оффлайн-офис в Великобритании, потому что оттуда идёт очень большой поток клиентов. В целом наши приоритетные направления в Европе, Северной и Южной Америке и Азии — это, соответственно, Великобритания, США, Аргентина и Индонезия.
С помощью дополнительных продуктов мы намерены расширять сервисы, но в то же время будем стараться не выходить за пределы работы с социальными сетями. Недавно купили технологию с искусственным интеллектом. Будем внедрять в онлайн-сервис, чтобы он стал более удобным и информативным.