Как бизнесу работать с самозанятыми и не попасть впросак с налогами
Второй год по всей стране доступен новый налоговой режим — НПД (налог на профессиональный доход) или самозанятость. Каждый день новый налоговый статус регистрирует больше 5000 человек, а общее их число уже превысило 2,5 млн. Бизнесу выгодно работать с самозанятыми, но из-за некоторых нюансов это может обернуться проблемами.
Как их избежать, «Секрету» рассказал директор по развитию бизнеса платформы «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец.
Справка
В отличии от ИП, самозанятые не ведут бухгалтерию и отчётность, не нуждаются в кассовом оборудовании, не платят взносы в ПФР и соцстрах, могут регистрировать чеки в пару кликов, а налоговая ставка для них — самая привлекательная по рынку — 4–6% от дохода. При этом самозанятые, как и малые предприниматели, могут претендовать на льготные кредиты, субсидии и поддержку. Есть и минусы: ограничение на некоторые виды деловой деятельности, вроде реализации подакцизных товаров, невозможность официально содержать штат и потолок по прибыли — 2,4 млн в год, при пробитии которого попросят сменить налоговый разряд.
Рост популярности нового налогового режима продиктован в первую очередь запросом большого бизнеса. Так, огромные платформы-агрегаторы, сервисы мобильности и курьерские службы в последнее время предпочитают сотрудничать с самозанятыми, когда речь идёт о краткосрочных контрактах или разовых работах. Так они снижают нагрузку на бюджет — не платят обязательные взносы (30% Фонд соцстрахования) и НДФЛ (13%), как при оформлении физлиц в штат или по договору ГПХ.
НПД же, как правило, платит сам исполнитель, так что бизнес не несёт вообще никаких дополнительных расходов, не считая самого гонорара.
Как оформить договор с самозанятыми
Начните с проверки его статуса. Это можно сделать самостоятельно на сайте налоговой по ИНН или запросив у подрядчика актуальную справку о постановке на налоговый учёт в качестве самозанятого. Её он может получить за одну минуту в приложении «Мой налог» или на сайте ведомства.
Если со статусом всё в порядке — можно переходить к заключению договора.
Самозанятый законодательством приравнивается к физлицу, а значит, отношения с ним регулируются Гражданским кодексом РФ. При этом сам договор с самозанятым может выглядеть примерно так же, как и любой типовой договор с любым контрагентом, ИП или физлицом. Но в нём важно прописать, что исполнитель применяет налог на профессиональный доход. Соответственно, в реквизитах в самом конце останется указать только ФИО, адрес прописки и ИНН.
Как платить самозанятым
В оплатах нет ничего сложного — платят самозанятым точно так же, как и частным лицам. Например на личную карту по реквизитам или на электронный кошелек. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях.
Перед каждой оплатой стоит проверить статус самозанятого. Отказаться от этого налогового статуса человеку так же легко, как и получить его. И, если проверка выяснит, что на момент оплаты исполнитель не был самозанятым, можно нарваться на неприятности: налоговая доначислит НДФЛ и взносы на пенсионное страхование за каждый месяц по каждому такому человеку.
Кроме того, не забудьте запросить у самозанятого чек из личного кабинета налоговой. Только он является подтверждением сделки, своеобразным актом оказания услуг. Приложив его в отчёт, вы сможете уменьшить уплату налога на сумму, уплаченную самозанятому за услуги. Это касается работодателей, что работают по ОСНО, ЕСХН и УСН «»доходы минус расходы».
Например чек за оплату на 50 000 рублей означает уменьшение налоговой базы на эту же сумму. Поэтому не забывайте запрашивать чеки после каждой оплаты. Хранить и передавать их в бумажном виде не требуется.
Какие есть подводные камни
Но есть тут и определённые сложности, к которым нужно подготовиться.
- Из-за «антиотмывочного» закона ФЗ-115 банки с подозрением относятся к платежам физическим лицам на карту. Поэтому всегда есть шанс нарваться на блокировку счёта. Особенно если массовые выплаты разным физлицам — нетипичное для вас финансовое поведение.
Избавиться от блокировки не сложно. Всё, что нужно, — договор и чеки, подтверждающие легальность выплат. Но даже в нескольких днях простоя для бизнеса из-за блокировки счёта приятного мало.
- Самозанятый может аннулировать чек после сделки и не заплатить с неё налог. Если об этом узнают в налоговой — а они обязательно узнают в момент получения вашей годовой отчётности, — у инспекторов возникнет вопрос: почему вы перевели деньги физлицу, а с них никто не заплатил налоги. И могут доначислить вам НДФЛ и взнос в ФСС на сумму транзакции.
Если исполнитель просто предоставит некорректный чек (с опечаткой в названии фирмы или ошибкой в дате) — налоговая не спишет вам его услуги из налоговой базы.
- И наконец, самое серьёзное — в ФНС могут заподозрить, что самозанятый на самом деле ваш штатный сотрудник, но вы не оформляете его, чтобы не платить взносы. Это грозит штрафом до 10 000 рублей для ИП и до 100 000 для юрлиц. Притом с обязательной выплатой всех страховых взносов и НДФЛ с момента заключения договора.
Как избежать проблем
-
Правильно составьте договор: у него должен быть срок действия и перечень услуг, которые вы приобретаете и оплачиваете. В договоре должно быть прописано, что исполнитель — самозанятый. А ваша компания — не работодатель, а заказчик. Так же должно быть прописаны правило оплаты — за конкретный результат, а не процесс. Иначе это выглядит как регулярные должностные обязанности.
-
Не забывайте проверять статус исполнителя перед каждым платежом и запрашивать чеки сразу после. Чтобы убедиться в его подлинности, просто перейдите по QR-коду на чеке на сайт ФНС и проверьте корректность данных. Для пущей перестраховки можно прописать обязанность по предоставлению чека и информированию о своём статусе в договор с самозанятым. Пригодится, если потребуется защитить ваши интересы в суде.
Коллаж: «Секрет Фирмы», www.pexels.com