От автосигнализации до огромного замка. Как защитить машину от взлома, угона и порчи — все способы
К 2023 году автомобиль в России из средства передвижения вновь превратился в роскошь. При стоимости четырёхколёсного друга, сравнимой с однушкой за МКАДом, немудрено, что всё больше автовладельцев задумываются, как защитить свой автомобиль от угона, взлома или вандализма. На помощь приходят как современные охранные системы, так и старые добрые хитрости. Какие их них наиболее эффективны и во сколько может вылиться безопасность авто — в материале «Секрета».
Охранные системы совершенствуются год от года, но почему-то на количество преступлений в автомобильной сфере это влияет мало. Дело в том, что технические приспособления преступников тоже совершенствуются.
Угонщики-профессионалы могут вскрыть и угнать ваш автомобиль буквально за пять минут без шума и пыли, а хозяин заметит это только спустя несколько часов.
Но пусть это вас не пугает. На одного «профессионала» приходится десять преступников калибром поменьше, считающих, что кирпич в стекло — орудие победы. И чем больше будет у машины защитных средств, а у её владельца — предусмотрительности, тем выше шанс, что они просто не рискнут связываться с вашим авто или будут задержаны при попытке взломать дверь под звуки истошно орущей сигнализации.
При этом не всегда технологии работают на стороне добра. Огромное количество иномарок последних лет снабжены современными электронными и электромеханическими способами блокировки, которые открыли для преступников множество возможностей эти самые блокировки обойти.
Речь прежде всего идёт о системах с бесключевым доступом по брелку. Специальное приспособление — кодграббер — помогает угонщикам скопировать и удлинить сигнал с такого брелка. Преступнику остаётся только нажать на кнопку, даже не приближаясь к машине, — и получить результат.
Известно, что одна из самых «дырявых» в плане безопасности — встроенная противоугонная система от японского бренда Toyota. Возможно, именно поэтому машины этой марки входят в топ-лидеров по угону в России.
Но у японцев есть шанс поправить свою репутацию: все новые машины Toyota (а также Lexus) с недавних пор помечаются с помощью уникального противоугонного идентификатора Т-Марк или L-Марк. По сути, это напыление из специального клея и микроскопических чипов с информацией, всего около 10 000 точек на автомобиль. Избавиться от такой метки очень сложно и экономически невыгодно. Но эффективность такого способа станет понятна только через пару лет.
А пока владельцам этих и других машин остаётся покупать дорогие полисы каско со страховкой от угона и надеяться на встроенные и встраиваемые охранные системы.
Но как выбрать лучшую?
Виды автосигнализаций и их особенности
Сигнализация — самая простая и популярная защита от угона. Она управляет центральным замком автомобиля и реагирует на физические воздействия — удары по кузову, дёргание ручек дверей, разбитое стекло и т. п.
Старые сигнализации, как правило, работали исключительно на устрашение и привлечение внимания: орущая дурниной сирена вызывала к окнам множество недовольных соседей, делая процесс угона не таким приватным, как хотелось бы преступникам. Однако не растерявшийся угонщик вполне мог проигнорировать шумиху и всё равно сделать своё грязное дело, отключив сигналку уже изнутри.
Современные системы оборудованы несколькими степенями защиты, включая сигнал тревоги, предупреждение о попытке взлома двери на телефон владельца, а также блокировку силовых агрегатов.
Различают следующие виды охранных систем:
- односторонние, включают сирену, датчик удара, блокировку двигателя, центральный замок и сервисный канал; всё управление при этом сосредоточено на брелке.
- двусторонние, где, помимо брелка, есть центральный блок управления (но вся информация о состоянии автомобиля приходит на брелок).
- системы с автозапуском, помимо защиты, позволяют удалённо завести мотор.
- модули GSM и GPS могут ловить сигнал с мобильного телефона, вне зависимости от расстояния;
- системы с радиореле блокировки двигателя или ручным управлением, которое работает независимо от основного блока сигнализации — такие системы не дают заблокированной машине двигаться, даже если преступники обошли сигналку;
- механические замки и блокираторы руля.
Чем новее сигнализация, тем теоретически лучше защищён её сигнал. В современных моделях используется метод диалогового кодирования. Радиосигнал с брелков старых систем злоумышленники, серьёзно работающие на этой ниве, взламывают практически моментально.
На российском рынке представлено множество брендов охранных систем, в том числе Pandora, Pandex, Starline, Prizrak и другие.
В зависимости от сложности и дороговизны комплекса вместе с установкой он может стоить в среднем от 10 000 до 60 000 рублей.
Замки капота, педалей, рулевого вала или КПП могут стоить от 1000 до 12 000 рублей с установкой.
На что обратить внимание при установке автосигнализации?
Бывают, конечно, особо умелые автовладельцы, для которых и автомобиль — хобби, а самостоятельная установка автосигнализации — интересный вызов. Но для абсолютного большинства водителей гораздо осмысленнее доверить этот вопрос мастеру, в идеале — от официальных дилеров и сертифицированных центров.
Правильный монтаж охранной системы — довольно трудоёмкий и сложный процесс, требующий профессионализма и опыта работы с автомобилями аналогичного производителя. Ошибка может стоить вам некорректной работы сигналки или даже повреждения авто.
В среднем системы от разных производителей включают в себя одни и те же компоненты.
Что входит в автосигнализацию:
- центральный блок, который размещается за приборной панелью или в другом труднодоступном месте подальше от нагревающихся элементов;
- модуль приёмопередатчика (отвечает за качество связи пульта управления с центральным блоком) — размещают на лобовом стекле (не тонированном!) или под приборной панелью, но не слишком близко к металлическим элементам кузова, датчикам дождя или освещённости;
- светодиодный индикатор (отвечает за регистрацию активного или неактивного режима охраны) — его должно быть хорошо видно даже вне автомобиля;
- сирена — её нужно размещать так, чтобы в её рупор не попадала влага, а она сама не нагревалась от обогревателей или выпускного коллектора;
- датчик температуры двигателя (удалённо запускает прогрев двигателя) — закрепляется стяжками на патрубке системы охлаждения или рядом с блоком двигателя.
Все эти компоненты важно правильно разместить и подключить, чтобы они не конфликтовали с системами автомобиля.
Важно: провода системы безопасности нужно размещать так, чтобы их нельзя было перерезать снизу автомобиля.
Подстраховка не помешает: оформляем страховку
Какой бы ни была навороченной охранная система, ни одна не даёт 100%-ной гарантии защиты от угона. Поэтому, если ваш автомобиль столь же дорог вашему кошельку, как и сердцу, нелишним будет потратиться на дополнительное страхование.
От рисков угона, порчи или кражи имущества защищают полисы каско, однако большинство автовладельцев выбирают усечённое каско, покрывающее лишь катастрофические риски угона или гибели автомобиля. Дисконт при покупке таких полисов может доходить до 80% в сравнении со стоимостью полного каско. Но стоит внимательно изучить такой договор: далеко не все случаи пропажи или повреждения вашего автомобиля могут признать страховыми.
Также довольно бессмысленно покупать страховку без установки противоугонной системы или сигнализации. Если автомобиль защищён только русским авосем и иконкой на приборной панели, стоимость страховки может быть выше на 40–50%.
Какие машины чаще всего угоняют и где
Прежде чем бежать оснащать свою ласточку дорогой и сложной системой, хорошо бы честно посмотреть на неё и ответить себе на вопрос: велики ли шансы, что ваш автомобиль заинтересует злоумышленников?
В зоне риска могут оказаться как дорогие, так и дешёвые машины, но есть некоторые закономерности.
- Нередко машины угоняют не для перепродажи, а для разборки на запчасти. Поэтому дешёвые, но относительно новые автомобили распространённых брендов, которые перестали поставлять оригинальные запчасти в РФ, с 2022 года тоже начали угонять. Традиционно пользуются спросом запчасти для Kia Rio, Hyundai Solaris и разных Lada — все они часто используются в такси.
- Напротив, авто премиального сегмента, которые раньше перегоняли для продажи за границей, сейчас очень трудно сбыть и переправить, так что интерес к ним снизился ещё в период пандемии.
- У воров есть предпочтения по цветам: чем неприметнее автомобиль, тем проще с ним затеряться. В лидерах — чёрные легковушки, в 2022 году они составили 33% всех украденных авто. Белые заинтересовали угонщиков в 26% случаев, серые — в 16%, синие — в 13%, а вот приметные красные тачки составили всего 3% краж.
- Самые угоняемые марки последних лет — Hyundai (Santa Fe и Tucson), Toyota (Camry, RAV 4 и Land Cruiser Prado), Kia (Sorento и Sportage), Mitsubishi Outlander. Несколько реже крадут BMW (модели 730 и M5), Nissan Almera, Mazda CX-5, Audi A6, Volkswagen Polo.
- Если вы живёте в Москве, Московской области или Санкт-Петербурге, шансы пострадать от действий угонщиков гораздо выше — в регионах этот вид преступлений менее распространён.
Даже если ваша машина не относится к привлекательным для угонщиков, это не отменяет необходимость защищать её от банальных воров. Чтобы не обнаружить свою ласточку с разбитым стеклом и вырванной «с мясом» магнитолой, имеет смысл позаботиться о тонировке и шторках, использовать закрывающие накладки на дорогие детали и не забывать в салоне вещи, привлекающие внимание злоумышленников.
В их число, кстати, входят не только сумки, но и видеорегистраторы и навигаторы. Так что лучше снимать их или маскировать.
Как еще обезопасить себя от угона авто
Сотрудники ГАИ также рекомендуют соблюдать простейшие меры предосторожности, чтобы снизить риски и не провоцировать преступников:
- не оставляйте в машине СТС и другие документы, которые могут использоваться в преступных целях;
- паркуйтесь на видном месте, хорошо освещённом ночью, в идеале — под окном или камерой наружного наблюдения;
- старайтесь не оставлять автомобиль на неохраняемых парковках у кинотеатров, театров, концертных залов — там злоумышленнику будет легко определить время вашего отсутствия по расписанию показов;
- не оставляйте ключи в замке зажигания, опускайте стёкла и запирайте двери, даже когда отходите от авто буквально на минутку — особенно если вас кто-то останавливает на дороге и просит помощи;
- обращайте внимание на ситуации, когда автомобиль не с первого раза реагирует на сигнал брелка — это может быть признаком, что его сканируют;
- используйте для брелков специальные экранирующие чехлы, которые глушат сигнал с «удочек» злоумышленников — они обычно стоят до 1000 рублей; также можно завернуть ключ в фольгу или вытащить батарейку, когда не используете его;
- используйте старый проверенный способ из 1990-х — снимайте аккумулятор, оставляя машину на ночь или на долгое время. Угнать авто в этом случае можно будет разве что с помощью эвакуатора или буксировщика. Минусы — таскать аккум туда-сюда будет тяжеловато, а на современных машинах снять его может быть проблематично. Плюсы — в холода аккумулятор не разрядится;
- чтобы защититься ещё и от буксировщика (5% угонов в России), установите датчик транспортировки, который уведомит вас, если угол наклона автомобиля изменится;
- установите в незаметном месте секретную кнопку, разрывающую электрическую цепь от замка зажигания — не зная, где она находится, машину просто нельзя будет завести;
- если настоящая автосигнализация вам не по карману, установите её имитацию — простейшую коробочку с мигающим диодом. Также можно наклеить на стекло наклейку с названием и логотипом какой-нибудь известной противоугонной системы;
- спрячьте в каком-нибудь неочевидном месте GPS-маяк, позволяющий отследить перемещение автомобиля. Способ, правда, не из дешёвых — цена на такие маяки в российских магазинах начинается от 7000 рублей. Ещё одна альтернатива — метка типа AirTag;
- если у вас есть сомнения в надёжности заводской сигнализации, поменяйте её на простейшую китайскую от не самого известного производителя: как ни парадоксально, велика вероятность, что с её алгоритмом кодграбберы преступников попросту не знакомы;
- не носите ключи от машины вместе с брелком от сигнализации, чтобы их нельзя было разом вытащить у вас из кармана или сумки;
- не отдавайте брелок от сигнализации в автосервис, для сервисного обслуживания многие системы комплектуются специальным технологическим ключом.
Если на вашей машине нет сигнализации, для взлома личинки вашего замка злоумышленникам будет достаточно специального устройства — «проворота» или «свертыша». Им же можно запустить машину, провернув его в замке зажигания. Но если вы установите механические блокираторы и противоугонные замки, для взлома которых нужен болторез или болгарка, вы заставите преступника повозиться — а этого они не любят.
Практически все автомобили, выпущенные после 2008 года, оснащены штатным иммобилайзером — это электронное противоугонное средство, блокирующее двигатель и некоторые модули управления. Снять блокировку можно с помощью сигнала от специального чипа, который обычно также монтируется в электронный ключ от авто. Но обычно преступники хорошо знают стандартное расположение таких устройств и уже научились быстро их находить и обезвреживать, так что удивите их — установите дублирующий блокиратор. Стоимость таких устройств начинается от 2000 рублей.
Когда охранка не помогает: схема действий после угона авто
Если, вернувшись на стоянку, вы обнаружили, что ваше авто куда-то исчезло, не торопитесь паниковать и звонить в полицию. Сначала убедитесь, что не произошла ошибка — например, что вы точно помните место парковки и не перепутали этаж или секцию.
Если ключи от машины есть у кого-то из друзей или родственников, позвоните им и уточните, что они не решили без вашего ведома прокатиться. Звучит дико, но это далеко не редкий сценарий «угона».
Если и этот вариант отметается, убедитесь, что вашу машину не отвезли на штрафстоянку, — такой вариант вполне возможен, если по невнимательности вы нарушили правила, заблокировали кому-то проезд или не оплатили парковку. Позвоните в дежурную часть полиции по номеру 102 или 112, назовите оператору госномер, марку автомобиля и место, где его оставили, и уточните, не забирал ли его эвакуатор.
В Москве вариантов больше — узнать об эвакуации автомобиля можно по горячей круглосуточной линии 3210 (с мобильных) или +7 (495) 539-54-54, по СМС «ЭВ госномер ТС» на номер 7377 или онлайн на портале mos.ru (вкладка «Услуги»/«Транспорт»).
Если и на штрафстоянке машины нет, сообщите в полицию. Оставайтесь на месте угона до прибытия сотрудников МВД, после обратитесь в отделение с заявлением об угоне. Вам потребуется паспорт и СТС. Опишите все приметы автомобиля, по возможности приложите фото.
В полиции нужно получить:
-талон о принятии заявления;
- справку об угоне;
- постановление о возбуждении дела;
- акт приёмки СТС и ключей от автомобиля, если у вас их забрали.
Эти документы могут сильно вас выручить, если ваш автомобиль позже засветится в каком-нибудь преступлении или нарушит ПДД. Ну и пригодятся при общении со страховой.
Если у вас оформлен полис каско и есть страховка от угона, обратитесь в страховую компанию в течение двух дней и подайте заявление по страховому случаю.
Помимо выданных в полиции документов, вам понадобится:
- паспорт РФ;
- ПТС;
- страховые полисы ОСАГО и каско;
- подтверждение оплаты страхового взноса;
- диагностическая карта автомобиля;
- реквизиты банковского счёта;
- ключи и СТС (если не забрали в полиции).
Запаситесь терпением: страховой надо будет проверить все эти документы, а также убедиться, что ваш автомобиль не вернулся обратно к владельцу. В среднем компенсацию выплачивают спустя 2 месяца после похищения. Если после выплаты автомобиль всё-таки найдётся, он перейдёт в собственность страховой компании.
Что ещё можно сделать самому?
Предоставив полицейским делать свою работу, не обязательно сидеть сложа руки. Нередко угонщики оставляют автомобиль недалеко от места угона, так что имеет смысл обойти ближайшие дворы и парковки.
Также вы можете запросить записи с уличных камер видеонаблюдения у местных управляющих компаний и воспользоваться силой соцсетей — пост с подробным изложением ситуации и обещание вознаграждения за информацию повышают шансы вернуть пропажу.
Сильно помочь в поисках могли бы заранее установленные GSM-маячки или спутниковые охранные системы, которые показывают местонахождение автомобиля. Но тут действовать придётся быстро — преступники отлично осведомлены о таких фишках и могут воспользоваться глушилкой GSM-сигнала. Кроме того, после угона машина, как правило, отправляется в отстойник, где с неё снимают номера и все маячковые приблуды.
Стоит помониторить различные сервисы объявлений: иногда преступники, особо не скрываясь, сразу же выставляют угнанные тачки на продажу. Обнаружив пропажу в интернете, не торопитесь раскрывать себя и скандалить — лучше договоритесь о просмотре и захватите на встречу полицейского в штатском, чтобы при нём удостовериться в попытке продажи краденого.
Если вы всё-таки найдёте свой автомобиль уже после общения с полицией, надо немедленно сообщить о своей находке.
Сразу забрать тачку не получится — полиция должна забрать её и провести экспертизу. Только установив способ угона и убедившись, что в автомобиль не подкинули запрещённые вещества и предметы и не перебили номера кузова и двигателя, его вернут владельцу. Обычно проверка занимает до 30 суток. При этом до вынесения судебного решения по этому уголовному делу будет считаться, что автомобиль вам передан «на ответственное хранение».
Кстати, забрать заявление об угоне и таким образом прекратить эту волокиту не получится — такая процедура просто не прописана в законе. Но можно обратиться в суд о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон (даже если обвиняемая сторона не найдена).
Так или иначе, угон машины превращается для автовладельца в тот ещё геморрой минимум на несколько месяцев. Задуматься о том, как его избежать, стоит уже сейчас, ведь по мере усиления давления санкций и истощения рынка запчастей угонять как распространённые, так и редкие машины будут всё чаще. И пожалуй, единственное, что сейчас могут сделать автовладельцы, чтобы не ускорять это цунами преступлений, — не провоцировать спрос, покупая запчасти у откровенно сомнительных продавцов и разборок.
Коллаж: «Секрет фирмы», kinopoisk.ru, Unsplash/Florian Krumm, Jorgen Hendriksen