Опубликовано 04 июля 2023, 07:00
13 мин.

Через пень-колоду и известные маркетплейсы. Как теперь заказать товары из-за рубежа и не разориться

Запасы витаминов заканчиваются, любимые уходовые и косметические средства тоже не вечны, да и для дома очень много покупали в IKEA и Zara Home, а теперь неясно, где всё это брать. Особенно если нет иностранной карты и друзей за границей, готовых всё купить и отправить почтой. И всё же покупать привычные товары из-за рубежа можно даже сейчас — только это стало задачкой для тех, кто любит увлекательные квесты. «Секрет фирмы» с юристами и представителями сервисов доставки разбирался, как сегодня делать заказы из-за рубежа в Россию, чтобы получить оригинальный товар и не выбросить деньги.

Покупка товаров из-за рубежа на маркетплейсах с прямой доставкой в Россию

  • Где заказывать: Ozon Global, USmall.
  • Как платить: российскими картами.

Самый простой путь для тех, кто хочет максимум гарантий и минимум рисков, — заказ через USmall или Ozon Global (подразделение Ozon с иностранными продавцами). В общих чертах взаимодействие с ними для покупателя такое же, как с российскими интернет-магазинами: заказ на сайте с «витриной» и удобным каталогом для поиска, доставка до пунктов выдачи.

Главный минус этого способа — ограниченный выбор. Он постепенно расширяется.

Покупка товаров из-за рубежа:  Ozon Global

Покупка товаров из-за рубежа: Ozon Global

© Коллаж: «Секрет фирмы»

Ozon Global

Здесь ассортимент товаров из-за рубежа широкий, а доставка идёт из Турции, Китая, Беларуси и Казахстана.

Многие популярные товары вроде LEGO купить можно, и даже по более привлекательным ценам, чем в России. Сроки доставки зависят от конкретного продавца: можно ждать 3 недели, а можно и 1,5 месяца.

Процесс заказа и оплаты такой же, как на обычном Ozon: и каталог выглядит аналогично, и платить можно через Ozon Card для дополнительной скидки, и с поддержкой связываться стандартным способом. Меняется только страна продавца, и добавляется необходимость предоставить ИНН — чтобы товар прошёл таможню.

Проблема Ozon Global (и маркетплейсов в целом) — в рисках попасть на недобросовестного продавца, который пришлёт подделку. Например, есть риск купить неоригинальный LEGO у продавца из Китая.

Какие-то подделки легко определить по слишком низкой цене, как Apple Watch за 9000 рублей, а какие-то будут стоить чуть дешевле оригинала, и всё становится сложнее.

Поэтому стоит не только изучать отзывы (и лучше с фото и видео) на товар, но и тщательно проверять его при получении. Выясните характерные черты оригинала и сверяйте товар по ним.

Оксана Васильева
к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Покупка зарубежных товаров через маркетплейсы безопаснее прочих вариантов, потому что продавцы должны соблюдать все требования платформы, в том числе и положения Закона о защите прав потребителей.


Покупка товаров из-за рубежа: USmall

Покупка товаров из-за рубежа: USmall

© Коллаж: «Секрет фирмы»

USmall

Маркетплейс принадлежит Shopfans (один из крупнейших сервисов-байеров, о нём позже) и доставляет только из США, но зато здесь можно найти и БАДы с iHerb, и бренды вроде Ralph Lauren или Juicy Couture, чьи поставки в Россию сильно сократились. Кроме того, доступен выбор товаров по магазину: например, можно сделать заказ из Macy’s или 6pm.

Сроки доставки зависят от скорости прохождения таможни.

Заказ и оплата происходят так же, как и в любом интернет-магазине: выбирайте товары, складывайте в корзину, оплачивайте и ждите.

В течение семи дней после получения дефектный товар — не того цвета или размера, с браком — можно вернуть. Деньги придут обратно на карту. А вот отменить заказ, который находится в пути, или просто не понравился покупателю, не получится.

Заказ из-за рубежа через сервисы российских логистических компаний

  • Где заказывать: CDEK.Shopping (СДЭК), BXBox (Boxberry).
  • Как платить: российскими картами.

У СДЭК и Boxberry есть свои сервисы для покупки товаров из-за рубежа. В общих чертах работают они одинаково: партнёры приобретают товар в иностранном магазине, передают на платформу (СДЭК или Boxberry) и она организует доставку до конечного клиента. Но при этом СДЭК развивает более привычный многим покупателям формат маркетплейса, а Boxberry пошёл по пути классического сервиса-байера.

Главный минус этого способа — долгая доставка, которая может затянуться на месяцы. Всё зависит от того, какими путями будет лететь посылка, как быстро произойдёт выкуп, как долго её продержит таможня.

Покупка товаров из-за рубежа:

Покупка товаров из-за рубежа:

© Коллаж: «Секрет фирмы»

CDEK Shopping

Сейчас на платформе есть товары из 15 стран, включая США, ОАЭ, Кореею, Японию, Китай и страны ЕС. Есть и электроника, и витамины с БАДами (напрямую с iHerb), и обувь с одеждой, и даже мебель.

Рядом с каждым товаром в карточке указано, из какой страны он идёт. Поэтому, например, можно выбрать, откуда купить айфон — из ОАЭ или из Японии.

В стоимость уже включены цена доставки и таможенного оформления, ничего доплачивать не придётся. Заказ привозит курьер и отдаёт лично в руки по паспорту.

Также у СДЭК есть опция CDEK Forward: если вы что-то не нашли на сайте, можете обратиться к специалистам и попросить поискать в магазинах. Например, найти обувь в условном Macy’s и заказать её.

Только придётся заняться занимательной математикой и посчитать, какая сумма добавится к изначальной цене: комиссия СДЭК, налог штата (если это США), доставка до СДЭК за рубежом, таможенная пошлина, цена перевозки (зависит от веса и габаритов посылки).

СДЭК не советует заказывать больше четырёх однотипных товаров из-за рубежа сразу, а также оформлять такие посылки (с однотипным содержимым) не чаще одного раза в полгода. Иначе таможня воспримет это как коммерческую партию

Покупка товаров из-за рубежа:

Покупка товаров из-за рубежа:

© Коллаж: «Секрет фирмы»

BXBox

Сервис от Boxberry работает как байер-платформа. Выбираете товары в любом интересующем вас зарубежном интернет-магазине, но вместо адреса доставки указываете адрес склада BXBox — в США, Германии, Турции и Индии.

Выкупить товар можно самостоятельно (иностранной картой) или через дополнительный сервис BXBox: понадобится заполнить специальную форму, дать ссылку на корзину или перечислить все приобретаемые товары. А если не понимаете, где достать нужный товар, напишите в поддержку.

Отслеживать заказ можно в интернет-магазине (при самостоятельном выкупе) или в Boxberry. Доставка после оплаты занимает от 7 до 16 дней в среднем. За свои услуги BXBox берёт 10% от суммы заказа, но не меньше 1000 рублей. К этому добавляется стоимость доставки в Россию.

В специальном разделе на BXBox перечислены ограничения на заказ из-за рубежа.

Например, склад Турции примет только посылки в рамках страны. Видеокарты совсем нельзя купить, а обувь, одежда и сумки из США и ЕС не должны быть дороже $300 и €300 соответственно. Есть и региональные ограничения по товарам: например, ткани и пряжу из шерсти из США заказать не получится, и так далее.

Внимательно изучайте ограничения и уточняйте спорные вопросы в поддержке.

Покупка товаров из-за рубежа:

Покупка товаров из-за рубежа:

© Коллаж: «Секрет фирмы»

Покупка через маркетплейсы из Китая

  • Где заказывать: Aliexpress, Joom.
  • Как платить: российскими картами.

Из зарубежных маркетплейсов стабильно продолжают принимать заказы у российских покупателей сейчас только китайские. Правда, у Aliexpress доступна именно российская платформа, а не глобальная. Но для конечного пользователя мало что поменялось: выбор товаров такой же широкий, как на глобальном Aliexpress, доставка всё такая же долгая.

Оплата российскими картами доступна, но на Aliexpress теперь это единственный способ оплаты: веб-кошельки использовать уже не получится. С Joom аналогично, только там есть ещё внутренние баллы, которыми можно рассчитаться.

Зато получать товар из-за рубежа с Aliexpress можно не только на почте, но и в пунктах выдачи. А с Joom — в «Пятёрочках».

Главный минус Aliexpress и Joom — заказать получится в основном китайские товары. Найти здесь оригинальные БАДы с iHerb, например, не выйдет.

Покупка товаров из-за рубежа:

Покупка товаров из-за рубежа:

© Коллаж: «Секрет фирмы»

Покупки за рубежом через сервисы-байеры

  • Кто: «Бандеролька» (Qwintry), Shopfans, Shopotam.
  • Чем платить: российскими или зарубежными картами.

Эти сервисы много лет помогают делать заказы из-за рубежа в тех магазинах, которые не доставляют в Россию.

Принцип их работы простой: после регистрации на сайте пользователь получает адрес склада, на который может заказывать нужные товары. Дальше нужно стандартно оплатить покупку в интернет-магазине и дождаться, пока посылка придёт на склад, а оттуда сервис-посредник отправит её в Россию. Из-за такого принципа работы сервисы называются «мейлфорвардеры» — переотправители посылок, если проще.

Поскольку сейчас оплатить напрямую интернет-магазину (условному Macy’s) могут только обладатели иностранных карт, у некоторых сервисов появилась опция выкупа. Покупатель переводит им с российской карты, а они уже рассчитываются с интернет-магазином. Пока из крупных и проверенных годами сервисов россиянам остаются доступны «Бандеролька», Shopfans, Shopotam.

В основном они заказывают из США и некоторых стран Европы, поэтому через них можно купить брендовую одежду и обувь, косметику, товары для дома, БАДы с того же iHerb. К цене в каталоге надо добавить стоимость доставки (прописана там же или уже на этапе оплаты), сумму таможенной пошлины.

Комиссия сервиса обычно уже заложена в цену.

Алина Парфёнова
юрист ЮК «Варшавский и партнёры»

Прежде чем оформить заказ, нужно ознакомиться с пользовательским соглашением или условиями использования, размещёнными на сайте посредника. Там будут содержаться положения о доставке, приёмке, возврате, обмене и прочее. Также нельзя пренебрегать отзывами, размещёнными покупателями, уже сотрудничавшими с посредником.


Кроме этого опрошенные «Секретом» эксперты советуют обращать внимание на наличие опции страховки у мейлфорвардера: если застрахованная посылка повредится или потеряется в пути, то покупатель получит компенсацию. Полезной будет и опция проверки товаров на складе: так риск получить бракованную или просто не ту вещь, стремится к нулю.

Главный минус мейлфорвардеров — дополнительные наценки (доставка, комиссия, таможня), которые сложно быстро и точно высчитать. Также ожидание может быть очень долгим, поскольку сильно зависит от длины логистической цепочки и от таможни.

Заказ из-за рубежа через частных байеров

  • Где заказывать: обычные люди, которых надо искать на «Авито», «Юле», в Telegram, в социальных сетях.
  • Как платить: российскими картами, переводами по СБП.

Люди, помогающие с покупками товаров из-за рубежа, — это в основном те, кто постоянно живёт в Европе или США (другие страны — реже), либо часто туда летает. Они выкупают товар в онлайн-режиме или делают заказы с доставкой на свой иностранный адрес, после чего рассылают конечным покупателям.

Плюс такого варианта — цена: она часто ниже, чем у сервисов-посредников. Точный процент комиссии зависит от конкретного человека. Кроме того, если это фэшен-байеры, они часто делают покупки в аутлетах, и при большой удаче можно не только получить заветную сумку или джинсы, но ещё и очень серьёзно сэкономить. Даже с учётом комиссии байера и доставки.

При этом работа частных байеров никак не регулируется, в лучшем случае они зарегистрированы как ИП, а в худшем — трудятся на добровольных началах. Поэтому есть высокий риск нарваться на мошенников, которые заберут деньги и растворятся.

Обычно оплата заказа происходит простым переводом через онлайн-банк, поэтому в случае мошенничества оспорить транзакцию и как-то вернуть деньги практически невозможно.

Михаил Хачатурян
к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Обезопасить себя от мошенников очень сложно. Здесь, как и с параллельным и серым импортом, нужно смотреть на цены и наценки и сравнивать их с предложениями уважаемых площадок. Если эти показатели ниже, стоит насторожиться: велик риск заплатить деньги и получить либо товар не того качества, что предполагается, либо реплику.


Кроме того, возвраты при таком заказе не предусмотрены. Никаких примеров и обменов нет. Система такая же, как если попросите друга или коллегу что-то привезти из путешествия.

Главный минус покупок через байеров — риск нарваться на мошенников. Могут ничего не прислать, могут отправить «паль» (подделку). А возврат сделать очень трудно, особенно если это частное лицо, просто забежавшее по просьбе клиентов в аутлет. Так же, как и в случае с мейлфорвардерами, сложно точно понять суммы доставки до обсуждения с байером.

Как платить за товары из-за рубежа

Почти все перечисленные выше варианты заказа доступны для оплаты российской картой. Основная проблема может возникнуть с сервисами-посредниками или частными байерами. Если слетать в дружественную Армению или Беларусь для оформления работающей за рубежом Visa или MasterCard не получится, есть другие варианты. Правда, рискованные.

Виртуальные карты

Их выпускают несколько зарубежных компаний: PST, Cryptopay, Pyypl. Точная схема оформления виртуальной карты зависит от сервиса. Обычно нужно зарегистрироваться на сайте или в приложении — через e-mail, Google-аккаунт или по номеру телефона. Дальше вы выпускаете карту и пополняете счёт, чтобы активировать её. Некоторые карты можно привязать к Apple Pay или Google Pay.

Минусы:

  • Высокие комиссии. Во-первых, дорогое обслуживание: например, у PST ежемесячно надо платить $16. Во-вторых, немалые комиссии за пополнение — у того же PST это 8%.
  • Пополнение в основном доступно через криптовалюту, хотя некоторые сервисы принимают деньги с российских банковских карт.
  • Поскольку сервисы зарубежные, их может постичь судьба PayPal и Binance — откажутся работать с россиянами. Держать крупные суммы на таких картах не стоит.

Удалённое оформление иностранной карты

Такую услугу сейчас предлагают, например, некоторые телеграм-каналы: MyReloc, или онлайн-сервисы TravelAsk, Cardlist. Они оформляют банковскую карту в основном в Беларуси, Казахстане или Кыргызстане и доставляют курьером в Россию конечному клиенту. Предоставить надо только скан внутреннего российского паспорта — всё остальное сервис сделает сам.

Минусы:

  • Оформление недешёвое: например, две именные карты от Travel Ask (делают в Беларуси, для переводов нужна «Белкарт», поэтому две, а не одна) с трёхлетним обслуживанием, SIM-картой и курьерской доставкой стоят 22 000 рублей. Но для жителей регионов может быть выгодно: полёт до Минска им выйдет дороже.
  • Количество банков, готовых оформлять карту удалённо, сокращается. В апреле 2023 года MyReloc сообщал, что в Киргизии последний банк, где можно было официально открыть счёт, приостановил дистанционное открытие. А Freedom bank (самый популярный) теперь выдаёт только неименные карты.
  • Есть высокий риск попасть на мошенников, которые просто заберут скан паспорта и деньги и пропадут.

Как пишут люди, которые пользовались услугами таких сервисов, Travel Ask работает с белорусским банком Zepter, карты именные, премиальные, без ограничений на платежи, с начислением процентов на остаток. Валюту — евро или доллары — можно выбрать при заказе. Оформление занимает 7емь дней, к этому надо прибавить доставку.

Ограничения на ввоз зарубежных покупок

При заказе товаров из-за рубежа нужно помнить про два момента:

  • Таможенная пошлина. С 31 марта 2022 года до 31 сентября 2023 года её придётся платить за посылки дороже €1000 и тяжелее 31 кг. Размер пошлины — 15% от суммы превышения лимита и €2 за каждый килограмм лишнего веса. Платить будете вы — не сервис-посредник.

  • Ограничения на экспорт в Россию — из ЕС и США. Касаются многих категорий товаров. Нельзя ввозить одежду, обувь и многое другое дороже $300 за единицу.

Список ограничений огромный: в феврале 2023 года он пополнился, например, смартфонами дороже $300. Но в большинстве случаев посредники всё же находят способ обойти эти санкции и привезти и условный айфон, который давно дороже $300.

Как вернуть товар из-за рубежа

Главная проблема большинства способов заказа из-за рубежа — возврат. На маркетплейсах всё относительно просто: не подошёл товар или не понравился — отказываетесь при получении и дожидаетесь, когда деньги придут обратно на карту. С сервисами-посредниками («Бандеролька», BXBox, CDEK.Shopping) и с байерами всё сложнее.

Поскольку это не магазины, а именно посредники, они работают почти так же, как условный друг или коллега, поехавший в отпуск и купивший там какую-то вещь для вас. Приобрели, рассчитались, отправили. Вернуть в магазин товар, потому что у него в реальности оказался не такой красивый цвет или вы просто передумали, уже не получится.

Предельный срок, как поясняют опрошенные «Секретом» эксперты, для возврата обычно составляет 30 дней, и порой именно столько занимает доставка от условного американского магазина до такого же условного новосибирского пункта выдачи.

Алина Зорина
руководитель проекта BXBox, BXB by Boxberry

Вы имеете право вернуть товар, который не подошёл, если срок возврата позволяет и магазин принимает возвраты. Для возвратов у нас есть услуга экспорта товаров. Благодаря ей можно отправить посылку в США, ЕС и практически любую другую страну мира. Мы рекомендуем ознакомиться с политикой возврата конкретного магазина ещё до заказа. Вы всегда можете уточнить эти условия у байера или специалиста поддержки.


Брак — единственный железный аргумент для возврата у большинства сервисов, доставляющих зарубежные товары. Как поясняют опрошенные «Секретом» юристы и подтверждает Роспотребнадзор, закон «О защите прав потребителей» действует и в отношении зарубежных покупок — если сайт ориентирован на Россию, есть расчёты в рублях, через российский банк или другую кредитную организацию и так далее. Так что требовать возврат по браку можно и нужно.

Оксана Васильева
к. ю. н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

При возникновении подобной ситуации следует обратиться в службу поддержки и урегулировать спор мирно. Если поставщик отказывается возвращать деньги или заменять товар на надлежащий, сначала следует направить претензию на имя руководителя организации. Если заявленные требования не удовлетворены, стоит обращаться в суд. Стоит иметь в виду, что, по общему правилу, возврату подлежат только деньги, уплаченные именно за товар, а не за доставку.


Также сервисы обязаны вернуть деньги, если прислали не тот товар: например, кроссовки 42-го размера вместо 43-го размера. А также если при пересылке повредили товар — за это посредник несёт ответственность.

Опрошенные «Секретом» юристы рекомендуют внимательно читать пользовательское соглашение посредника, а лучше — напрямую уточнять у посредника все нюансы возврата товаров из-за рубежа.

Алина Парфёнова
юрист ЮК «Варшавский и партнёры»

Посредник работает по законам как покупателя, так и продавца, и в стране продавца может быть вообще не предусмотрен возврат товара надлежащего качества. Также важно соблюсти правила посредника о фиксации недостатков и брака. Если не успеть в срок или не надлежаще заполнить документы, то можно нарваться на отказ в возврате.


Большую часть привычных товаров из-за рубежа сейчас всё же можно достать — есть мейлфорвардеры, частные байеры, маркетплейсы с прямой доставкой и другие пути. Даже отсутствие иностранной карты не создаёт огромной проблемы.

Однако придётся запасаться терпением: доставка порой занимает месяцы. А также внимательно выбирать сервис-посредника и сам товар — из-за сложностей с возвратом.