Покупки с душком. Как наказать магазин за просроченные продукты
Признайтесь, вы хоть раз да брали продукты с прилавков, не проверяя срок годности. Обычно еда попадается свежая и качественная. Но можно схватить и просрочку, о чём при лучшем раскладе вы узнаете не на больничной койке. Возникает резонный вопрос: как вернуть некачественный товар и почему он вообще оказался на прилавке или в пакете с доставкой из интернет-магазина. «Секрет» разобрался в теме.
Просрочка в сетевом магазине
По закону просрочки на полках магазинов быть не должно. Если творог годен до 10 ноября, а сегодня уже 11-е, ему точно не место среди свежих продуктов.
Оксане вот не повезло — она положила в корзину сразу две просроченные упаковки, но заметила это только дома. Она столкнулась с этим в первый раз, потому что очень спешила и не проверила срок годности. Дома девушка расстроилась, а затем решила вернуться в супермаркет и поменять творог на свежий.
«На удивление, проблем никаких не возникло: продавщица посмотрела на чек, извинилась, забрала испорченный товар и отправила меня в зал забрать такой же, но свежий. Я проверила срок годности на нескольких пачках на полках — остальной творог был годен. Видимо, я схватила единственные просроченные пачки», — отметила девушка.
Как вернуть товар
Закон «О защите прав потребителей» всегда на стороне покупателя, который купил просрочку. Речь идёт как о продуктах с истёкшим сроком годности, так и об испорченных (гнилых, прокисших, заплесневелых) товарах, срок годности которых вроде бы ещё не вышел.
В статье 18 прописано, что покупатель может вернуть деньги или поменять просроченный продукт на точно такой же (просроченный творог на свежий той же марки по той же цене) либо на другой (просроченный творог одной марки на свежий другой марки, но с перерасчётом цены). Тогда продавец вернёт часть средств, если новый творог дешевле, либо покупатель доплатит недостающую сумму, если он дороже. При этом выбор всегда остаётся за покупателем.
Деньги вам должны вернуть, если в магазине не будет такого же качественного товара. А вот если свежий товар найдут, то по закону просрочку заменят им, отметила адвокат адвокатского бюро «Гестион» Алёна Дрючина.
Магазину намного проще заменить просроченный товар на свежий, чтобы не вносить изменений в бухгалтерскую отчётность, рассказала адвокат Диана Сорк. Да и покупателю легче взять товар с нормальным сроком годности — иначе нужно предоставлять паспортные данные, а если вы платили банковской картой, то ещё и её реквизиты и потом ждать возврата денег несколько дней.
Возвращать или менять испорченный товар лучше сразу после покупки, но так-то в законе нет ограничения по срокам, отметил адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин. Это значит, что принести просроченный творог можно и через несколько дней — главное, чтобы срок годности кончился в день покупки или раньше.
По словам Саунина, срок исковой давности в этом случае — три года. Но всё же лучше обращаться с претензией сразу. Иначе может быть сложно доказать, что магазин нарушил ваши права.
Чтобы вернуть или поменять испорченный товар, надо иметь при себе сам товар и по возможности чек.
Вернуть просрочку можно и без чека. Чек нужен, чтобы доказать факт покупки, однако в законе сказано, что покупатель может сделать это другими способами.
Например, не запрещено просто показать выписку с банковского счёта, в которой указаны время и место транзакции. Либо привести свидетелей, которые докажут, что просрочку вы купили именно в этом месте. Ещё один способ — подготовить записи камер или фотографии с датой покупки и этикеткой товара.
Алгоритм возврата таков: вы пишете заявление с просьбой расторгнуть договор и вернуть стоимость покупки из-за того, что вам продали просрочку. К нему прикладываете копию чека и фото товара, где видна дата изготовления.
А вот Оксана из примера выше не писала никаких заявлений, а просто поменяла товар на свежий. Такое поведение продавца совсем не удивительно, ведь любой магазин, который дорожит своей репутацией, принимает жалобу без письменного обращения, отметила Алёна Дрючина.
Если же сотрудники попадаются конфликтные, нужно обязательно оформить письменное заявление о возврате, приложив к нему фотографию товара и документ, подтверждающий покупку (чек).
Если продавец отказался оформлять возврат или менять товар на свежий, нужно составить письменную претензию. При желании можете вызвать на место сотрудников полиции — они зафиксируют нарушение. Претензию отправляйте заказным письмом с описью вложения или печатайте два экземпляра и просите уполномоченного сотрудника поставить на одном отметку о принятии обращения.
Ещё один вариант — направить претензию по «электронке».
Просрочка в магазине формата «у дома»
Купить просрочку можно не только в супермаркете популярной сети, но и в небольших торговых точках. Антону в таком магазинчике у дома попался торт с зелёной плесенью внутри, но с нормальными сроками годности. Он сразу же вернулся и поменял испорченный товар на торт другого бренда — вдруг там вся партия была с плесенью. Продавцы извинились и посоветовали, какой будет вкуснее. Не обманули — замена оказалась свежей и аппетитнее десерта, который Антон раньше брал постоянно.
А уже в другой торговой точке Екатерина купила просроченную сельдь в масле. На срок годности внимания не обратила, но оказалось, что он истёк ещё 3 дня назад. Покупательница расстроилась и выбросила испорченную еду: не поверила, что продавцы вернут деньги, и решила не тратить нервы зря.
Однако закон един для всех, поэтому продавцы небольших магазинов тоже должны вернуть деньги или поменять товар на свежий.
Для этого нужно обратиться к продавцу или администратору торговой точки: если они не согласятся с устными требованиями, то написать заявление на возврат средств. Как и в случае с просрочкой в сетевом магазине, чек не обязателен — помогут камеры или свидетели.
Просрочка в интернет-магазине
Неважно, купили вы товар в обычном магазине или через интернет, вернуть или обменять его можно всегда.
Так было и в случае Анастасии: крупный интернет-магазин положил в заказ пирожные, срок годности которых закончился вчера. Девушка написала в поддержку, приложив фото товара и срока годности крупным планом. Специалисты ответили в течение часа, пообещав вернуть деньги. Средства пришли на карту в тот же день, а продавец извинился и дал скидку 10% на следующий заказ.
Однако не все истории заканчиваются так хорошо. Виктор всегда заказывал продукты в одном интернет-магазине, но в последнее время их стали привозить в повреждённых упаковках, испорченные при нормальном сроке годности или просроченные. Покупатель не раз писал в поддержку, где ему после «продолжительных убеждений с десятками фото» возвращали деньги, но на следующий же день ситуация повторялась.
«На настойчивые просьбы связаться с начальством, которое занимается контролем качества, вежливо прекращали беседу. А когда я смог выбить нужную мне почту, обещали сделать скидку на следующий заказ в качестве извинений, но так ничего и не сделали», — рассказал пострадавший.
В таких случаях лучше обращаться в Роспотребнадзор. Он сможет привлечь магазин к ответственности — возможно, после этого руководство начнёт внимательнее следить за товарами, которые продаёт.
Как наказать магазин
Во-первых, вы можете оставит негативный отзыв в соцсетях. Выручка магазина зависит от репутации: люди перестанут покупать продукты в месте, про которое есть только плохие комментарии.
Но надо понимать, что распространение недостоверной информации может привести к иску о защите деловой репутации. Поэтому, публикуя какую-либо информацию на форумах, надо иметь доказательства продажи просроченной продукции (фото, видео, снятые в самом магазине, или тот самый чек и фото приобретённого товара).
Ещё вы можете подать письменную жалобу руководству магазина или обратиться в головной офис, если речь идёт о сети супермаркетов. Главное, чтобы в тексте претензии сразу было понятно, что требует покупатель: просто вернуть деньги за испорченный товар или усилить контроль за конкретным магазином, где люди постоянно находят просрочку.
Претензию нужно написать в двух экземплярах — один остаётся у покупателя, второй попадает к руководству магазина. Вручить жалобу можно как лично в руки администратору торговой точки, потребовав расписку о получении, так и по почте на юридический адрес — его можно найти на сайте магазина или на информационном стенде. В таком случае письмо должно быть заказным с уведомлением о вручении. Кроме того, претензию можно направить на электронную почту.
Также вы можете обратиться в Роспотребнадзор при любом факте нарушения своих прав магазином, отметил Андрей Саунин. Это можно сделать, если:
- магазин согласился вернуть или поменять товар;
- отказал вам в возврате или замене;
- просроченный товар появляется на полках регулярно, а администраторы торговой точки не реагируют на устные жалобы.
Наказание будет зависеть от того, какая статья КоАП была нарушена — это выяснят во время проверки Роспотребнадзора.
Какое наказание грозит
Вот с чем может столкнуться магазин:
- за продажу товаров ненадлежащего качества должностным лицам грозит штраф в размере от 3000 до 10 000 рублей, индивидуальным предпринимателям — от 10 000 до 20 000 рублей, а юридическим лицам — от 20 000 до 30 000 рублей;
- обман потребителей и введение их в заблуждение насчёт потребительских качеств товара, чтобы продать его, влечёт за собой штраф от 12 000 до 20 000 рублей для должностных лиц и от 100 000 до 500 000 рублей для юридических лиц;
- нарушение продавцом требований хранения, реализации и утилизации продуктов грозит должностным лицам штрафом от 10 000 до 20 000 рублей, ИП — от 20 000 до 30 000 рублей, а юрлицам — от 100 000 до 300 000 рублей.
Никто из героев не пытался наказать магазин за просрочку на полках, а зря. Ведь подобные ситуации могут повториться, и всегда есть риск, что закончатся они гораздо хуже: как минимум госпитализацией с отравлением.
Если вы отравились
Если продукт попался «с душком», велик шанс оказаться на больничной койке. Особенно важно, несмотря на недомогание, постараться собрать доказательства того, что магазин накормил вас просрочкой.
При отравлении необходимо обязательно вызывать врача и оповещать его о причинах отравления, собрать остатки еды и сдать их на экспертизу в Санэпидемстанцию, а затем подготовить жалобу в Роспотребнадзор.
К жалобе нужно приложить подтверждение покупки у конкретного продавца (об этом мы говорили выше), медицинские документы и заключение исследования продуктов в Санэпидемстанции.
При этом Андрей Саунин отметил, что магазин будет обязан возместить подтверждённые документально расходы на лечение и компенсировать моральный вред. Однако взыскать материальный ущерб можно только через суд, поэтому нужно сохранять все чеки, чтобы доказать расходы на лечение после отравления, уточнила Алёна Дрючина.
Что грозит магазину
За нарушение продавцом требований хранения, реализации и утилизации продуктов, которое привело к причинению вреда здоровью или жизни покупателя (а также его семьи, друзей или любого другого человека, который съел испорченный продукт и пострадал), грозит штраф от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц, от 30 000 до 40 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и от 300 000 до 600 000 рублей для юрлиц с возможной конфискацией просрочки.
За сбыт товаров, которые не отвечают требованиям безопасности, виновного могут привлечь к уголовной ответственности. Наказание понесёт руководитель организации или другой человек, действия которого принесли вред здоровью или жизни покупателя. Виновному может грозить штраф от 300 000 рублей до 360 часов обязательных работ, ограничение свободы до двух лет, принудительные работы до двух лет или лишение свободы на тот же срок.
Наказание будет серьёзнее, если просроченным оказалось детское питание для детей до шести лет (неважно, пострадал из-за него ребёнок или нет), а также если испорченная еда стала причиной отравления или смерти взрослого. Тогда виновнику грозит штраф от 100 000 до 500 000 рублей, принудительные работы до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 000 рублей.
Если же из-за просрочки погибли два человека и больше, виновнику грозят принудительные работы до пяти лет или лишение свободы до 10 лет.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Isabella and Zsa Fischer, Olga Drach, Sarah Dorweiler, Alexandra Gorn