В России задумали отменить скидки на алкоголь. Чем это на самом деле может аукнуться и так ли важны скидки
Пьющие россияне не дают покоя российским властям — перечень предложений, призванный ограничить потребление алкоголя в стране, пополнила идея отменить все скидки на спиртное. Возможность запрета всяческих акций на алкоголь рассмотрят в правительстве к апрелю 2025 года. По мнению экспертов, скидки на алкогольную продукцию не сильно влияют на потребление, но всё же новые правила могут подтолкнуть особо пьющих людей переходить на менее качественный алкоголь. Что точно не на благо «здоровья нации». Чем ещё может обернуться обернуться новое ограничение, «Секрет» обсудил с экспертами.
© Коллаж: «Секрет фирмы», godesign3d/Freepik, Freepik
Что случилось
Внештатный психиатр Минздрава России Светлан Шпорт предложила запретить скидки на алкоголь в магазинах. По её мнению, акции повышают продажи спиртного и, по сути, рекламируют такую продукцию, хотя вообще реклама алкоголя в стране запрещена.
Предложение внештатного специалиста Минздрав внёс в план мероприятий по реализации концепции сокращения потребления алкоголя в России до 2030 года.
И план уже утвердило правительство. Теперь профильные ведомства должны проанализировать практику применения скидок на спиртное и подготовить предложения о возможности их запрета.
Идею отмены скидок в целом поддержал министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
«Тарифная политика всегда влияет на потребление [алкоголя]. Для снижения необходим комплекс мер, и [запрет на скидки] — одна из таких мер, почему нет. Может рассматриваться», — сказал глава ведомства.
Конкретные идеи должны представить Минздрав, Минфин, Минсельхоз и Рособрнадзор к 15 апреля 2025 года.
Как оценили идею в Госдуме
Скидки — далеко не главная проблема, связанная с алкоголем, считают в Госдуме. Бороться там предлагают не с акциями, а с алкомаркетами. По мнению депутата Ирины Филатовой, таких точек в России больше, чем хлебных магазинов, из-за чего алкоголь можно найти «на каждом углу».
С ней согласен депутат Бийсултан Хамзаев. Он убеждён в необходимости лимита подобных заведений на душу населения.
Парламентарий, помимо прочего, предложил ввести ограничения на возраст посетителей алкомаркетов, куда часто заходят дети, например за дешёвыми сладостями.
Что раньше говорили о скидках на алкоголь
С ними в России уже пытались бороться. Ещё в конце 2015 года законопроект о запрете скидок на алкоголь подготовил депутат от «Справедливой России» Олег Михеев.
Тогда его коллега, зампред думского комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский оценил шансы документа как нулевые из-за его юридической безграмотности.
«Скидки на алкогольную продукцию в розничной продаже разрешены, но это абсолютно коммерческая история, затрагивающая взаимоотношения поставщика и ретейлера. Основным инструментом по регулированию цен при розничной продаже является минимальная розничная цена, которая действует для алкогольных напитков с 2010 года. Ниже неё продажа запрещена законом», — говорил Звагельский.
Законопроект Михеева в итоге отклонили.
В 2018 году депутаты от ЛДПР Владимир Сысоев и Вадим Деньгин внесли на рассмотрение ещё один законопроект о запрете скидок при продаже алкоголя. Госдума этот документ также отклонила, сославшись на достаточное количество уже существующих ограничений в этой сфере.
Действительно ли скидки на алкоголь так важны для продаж
Роль скидок на алкоголь не так существенна, как в других сегментах потребительского рынка, убеждён доцент кафедры менеджмента Факультета экономики и финансов Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский.
На это влияет в первую очередь минимальная розничная цена на спиртное. Она уже ограничивает возможности производителей и продавцов в использовании акций для продвижения спиртного и увеличения продаж.
Тем более МРЦ постоянно повышают — в очередной раз минимальные цены поднимут с 1 января 2025 года. Самая дешёвая водка будет стоить 349 рублей за пол-литра, коньяк — 651 рубль, бренди и другой алкоголь из дистиллятов, кроме коньяка, — 472 рубля.
Продажа алкоголя по цене ниже МРЦ в России запрещена — нарушитель может нарваться на штраф до 100 000 рублей или вообще остаться без лицензии на розничную продажу алкоголя, рассказал «Секрету» управляющий партнёр юридической фирмы «Алкогольное право» Дмитрий Терентьев.
Никто не пытается играть со скидками на товары, которые и так продаются по МРЦ или немного выше, — можно потерять лицензию. Для розничной точки, особенно если это специализированный алкогольный магазин, это очень опасно. По факту точка перестаёт работать.
К тому же необходимо учитывать, что более 80% алкогольной продукции относится к эконом-сегменту. Здесь продавцу особо не развернуться со скидками — они выгодны в среднем или премиум-сегменте, а те, в свою очередь, невелики.
«Для большинства покупателей цена алкоголя, особенно в эконом-сегменте, уже приближена к минимально допустимой. Это снижает эффективность применения акций со скидками», — подчеркнул Максим Черниговский из Президентской академии.
Как скажется на потреблении отмена скидок на алкоголь
Потенциально запрет на применение скидок на алкоголь может позитивно повлиять на потребление спиртного в России, но «лишь отчасти и лишь в качестве одной из мер в составе комплексной политики в этой области», убеждена декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве Российской Федерации Екатерина Безсмертная.
«Смена поколений, ориентированных на разные потребительские ценности, расширение антиалкогольной политики, мода на здоровый образ жизни уже отчасти поспособствовали серьёзному сдвигу в этой области: согласно результатам недавнего опроса ВЦИОМ, за последние 20 лет доля российских граждан, не употребляющих алкоголь, повысилась с 27 до 48%, т. е. в 1,8 раза», — рассказала она.
Как и прежде, ценовой фактор при выборе спиртного остаётся ключевым, хоть и теряет свою важность. При этом чем человек беднее, тем этот фактор для него важнее. А в случае с дешёвым алкоголем скидки такой большой роли не играют.
Не исключено, что введение запрета на скидки может иметь и определённый негативный эффект, отчасти способствуя тому, что люди, имеющие привычку употреблять алкоголь в значительных количествах, не откажутся от этого пристрастия, а будут компенсировать «недополученную выгоду» от отмены скидок покупкой более дешёвых и, соответственно, менее качественных спиртных напитков, употребление которых может вызвать наиболее серьёзные негативные социальные последствия.
Как отмена скидок скажется на производителях и продавцах
Скорее всего, никак. Продажи алкоголя больше зависят от уровня доходов потребителей, сезонности и доступности, а не от скидочных акций.
Для магазинов отмена скидок также не станет критическим фактором, так как доля акционных товаров на алкогольных полках, особенно в категории крепких напитков, невысока.
Однако для покупателей среднего и премиального сегментов такие меры могут повлиять на восприятие брендов, поскольку скидки часто используются для продвижения новых или малоизвестных товаров.
Как отмена скидок на алкоголь скажется на рынке контрафакта
Отмена скидок вряд ли станет драйвером роста нелегального рынка алкоголя в России, считают эксперты. Но введение новых ограничений, в том числе на продажу самогонных аппаратов, может его спровоцировать, если не улучшить механизмы исполнения существующих законов, в том числе в области борьбы с контрафактом.