Опубликовано 05 июня 2024, 15:22
6 мин.

Битва за скорость. Как понять, что провайдер режет вам интернет, и что делать, чтобы отстоять свои мегабиты

Подключаясь к интернету, мы надеемся, что за наши деньги мы получим пристойную связь согласно прейскуранту. Однако зачастую скорость интернета оказывается гораздо меньше обещанной, что замечаешь далеко не сразу. А иногда провайдер незаметно снижает обещанную скорость после первых месяцев работы, руководствуясь какими-то своими соображениями и мелким шрифтом в договоре. Как понять, что происходит, и что делать, если скорость интернета упала, разобрался «Секрет» вместе с юристом Антоном Палюлиным.

Почему может замедляться скорость интернета

Обнаружив, что скорость загрузки намного меньше, чем было указано в контракте, многие торопятся обвинить провайдера. Однако, прежде чем звонить и выносить мозг ни в чём не повинным операторам техподдержки, попробуйте удостовериться, на чьей стороне проблема.

Прежде чем начинать проверку, измерьте скорость интернета на любом специализирующемся на этом сайте. Например, Яндекс.Интернетометр, speedtest от Ookla или «Ростелекома».

Зафиксируйте эти показатели, сделайте скриншот. Повторять этот шаг потребуется ещё не раз после каждого действия, которое может ускорить интернет.

Проблема на вашей стороне

Если вы используете роутер для раздачи Wi-Fi, отключите сетевой кабель от роутера и воткните в свой компьютер или ноутбук напрямую. Затем снова проведите измерение скорости.

Если при кабельном подключении показатели близки к тому, что прописано в договоре, а страницы прекратили зависать и прогружаются быстрее, проблема в маршрутизаторе. Осталось выяснить, какая именно.

Попробуйте перезагрузить его, чтобы очистить память от накопленных ошибок. Для этого достаточно включить и выключить его кнопкой On/Off на корпусе или минут на пять выключить его из розетки.

Часто после этого проблема решается. Но повторять это действие придётся регулярно, чтобы поддерживать стабильную работу роутера. Например, если вы допустите задержку по внесению абонентской платы, провайдер отключит вам интернет, а после оплаты он может не возобновиться — в этом случае начать стоит именно с перезагрузки роутера.

Если после перезагрузки скорость стала повыше, но до обещанных цифр ещё далека, проверьте по документации модели пропускную способность роутера (количество информации, которое он может пропускать через канал связи за единицу времени). Она может быть ниже предоставляемой провайдером. В этом случае проблема решается заменой роутера.

К слову, именно поэтому сейчас многие провайдеры предлагают подключение интернета сразу вместе с заведомо подходящим роутером, стоимость которого входит в абонентскую плату. Им проще сделать так, чем разбираться с древними машинами клиентов.

Что ещё может тормозить ваш интернет:

  • Множество сторонних подключений. Если вы вдруг не установили на Wi-Fi пароль, сделайте это. Иначе может оказаться, что часть вашей пропускной способности «съедает» наглый сосед.
  • Нахватанные на вашу рабочую машину вирусы. Узнать это можно, например, подключившись к вашему Wi-Fi с какого-то чужого «чистого» устройства. Если на планшете гостя интернет прямо летает, а у вас еле едет, проверьте с помощью антивирусов, не майните ли вы на дядю.
  • Неправильное расположение роутера. Чем дальше от подключаемых устройств он находится, тем хуже сигнал. Влиять могут стены, зеркала и другие физические преграды, помехи от близко расположенных электронных устройств.
  • Слишком большое количество подключённых устройств.
  • Слишком большое количество программ с фоновой сетевой активностью (можно увидеть в диспетчере задач).
  • Накопившиеся кэш и cookies
  • Устаревшее ПО на вашем компьютере.
  • Накопившаяся на оборудовании пыль, грязь или расположение устройства в месте без естественной вентиляции могут привести к банальному перегреву. Это тоже чревато перебоями и ухудшением сигнала интернета.

Большинство этих проблем решаемы правильным и своевременным обслуживанием вашей техники, переносом роутера в более подходящее место или его перезагрузкой. Но не исключено, что в конечном счёте придётся купить роутер поновее и помощнее.

Если так станется, лучше смотреть на роутеры, поддерживающие частоту 5 ГГц (не путать с 5G). Она посвободнее относительно других частот, а значит, надо будет меньше конкурировать за канал передачи данных со всеми остальными абонентами вашего провайдера.

Но важно, чтобы сетевая карта вашего компьютера тоже поддерживала работу на этой частоте!

Проблема на стороне провайдера

Если при прямом подключении через сетевой кабель тест скорости показывает всё те же жалкие мегабиты, проблема, очевидно, на стороне провайдера. Осталось выяснить, злонамеренная или случайная.

судебный эксперт, владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры»

Убедитесь, что проблема не связана с вашим оборудованием. Проведите тесты скорости и проверьте состояние вашего оборудования. Зафиксируйте скорость интернета, сделав видеозапись экрана при испытаниях на Speedtest или при помощи Яндекс.Интернетометра. После этого свяжитесь с представителями службы поддержки вашего провайдера и уточните причины ограничения скорости интернета. Попросите подтверждение в письменной форме на емэйл, если это возможно.


Сразу добрый совет: постарайтесь быть вежливыми и корректными, даже если тормоза сети вас ужасно огорчают, а девушка или юноша на телефоне ужасно тупят. Они обязаны прогнать вас по описанному выше алгоритму, и только потом начнут решать вашу проблему предметно.

Попросите узнать:

  • нет ли проблемы на сервере;
  • не сломано ли какое-то оборудование провайдера;
  • правильно ли у них отображается ваш договор и прописанная в нём скорость интернета, нет ли условий для её снижения;
  • и главное — сколько времени потребуется для устранения проблемы.

Если проблему удалось установить и решить в разумные сроки, поздравляем, у вас адекватный провайдер с работающей техподдержкой. Но если эта проблема возникает раз за разом, и вы уже отличаете сотрудников справочной службы по голосам, стоит задуматься, не поменять ли вам провайдера.

Как прищучить провайдера за обман

К сожалению, иногда бывает так, что провайдер начинает «резать» скорость вашего интернета самовольно. Например, в одностороннем порядке меняет условия вашего контракта. Или придумывает новое правило, о котором не было сказано при заключении контракта, вроде как «эта скорость только на первые 5 гигабайт в месяц». Или объявляет, что условия действовали только на время промопериода.

Изучите внимательно ваш договор с провайдером интернет-услуг. Убедитесь, что провайдер не вправе по своему усмотрению ограничивать скорость интернета, а если вправе — то на каких условиях.

Если никаких таких условий там не было прописано, значит, вас пытаются надурить. А допускать этого, конечно же, не стоит.

владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры», судебный эксперт

Если вы столкнулись с ограничением скорости интернета со стороны вашего провайдера, следует предпринять ряд мер для урегулирования конфликта.

Если провайдер нарушает условия договора или предоставляет неприемлемое качество услуг, подготовьте официальную жалобу. Укажите все факты и документы, подтверждающие нарушение. Направьте провайдеру заказное письмо с описью вложения на юридический адрес и копию ему же по электронной почте. В случае если провайдер не реагирует на ваши обращения в течение тридцати дней и не исправляет ситуацию, вы имеете право обратиться в Роскомнадзор и Роспотребнадзор.


Если вы считаете, что действия провайдера нанесли вам ущерб, указал юрист, то в качестве крайней меры можно обратиться в суд за защитой прав потребителя. Обязательный досудебный порядок по этой категории споров не предусмотрен.

Но помните, что в случае спора с провайдером важно иметь документальное подтверждение всех обстоятельств спора:

  • копию договора;
  • результаты тестов, подтверждающих ограничения скорости, с указанием времени и места происходящего;
  • документацию по вашему роутеру (не обязательно, но желательно);
  • обоснование причиненных вам неудобств (по закону о правах потребителей вы вправе получить ту услугу, которую купили, независимо от того, понесли вы какой-то видимый ущерб от снижения скорости интернета или нет).

В случае необходимости проконсультируйтесь с юристом, как корректно предоставить все подтверждающие записи и составить иск. Но в целом все типовые образцы исков есть в интернете, так что вы вполне можете действовать самостоятельно.