secretmag.ru
Опубликовано 16 октября 2018, 13:48

Зачем бизнесмены едут на Burning Man

— восторгается Анатолий Сморгонский

Акционер и председатель совета директоров холдинга Ambite.com Анатолий Сморгонский о Мекке IT-миллиардеров и о том, чем с точки зрения бизнеса примечателен самый провокационный фестиваль, который недавно прошёл в Америке в пустыне Блэк-Рок.

Зачем бизнесмены едут на Burning Man

Акционер и председатель совета директоров холдинга Ambite.com Анатолий Сморгонский по просьбе «Секрета» написал о том, как съездил на фестиваль Burning Man, ставший в последние годы местом паломничества.

Прошёл месяц, как я вернулся с другой планеты, весь в белой пыли и со множеством инсайтов. Это был мой первый Burning Man, и количество информации, которое обрушилось на меня, было шокирующим.

Каждый год в конце августа инвесторы, стартаперы, бизнесмены, топ-менеджеры, поп-звёзды и селебрити со всего мира собираются в пустыне Блэк-Рок. В это время посреди безжизненных песков возводят космические объекты, а люди становятся похожими на героев фильмов в жанре киберпанк. Гигантские статуи, уникальные арт-кары (автомобили), странные маски и рейв-пати 24/7 ― атмосфера на Burning Man напоминает фантастический фильм.

Бёрнером может стать любой: финансист, художник, компьютерный гик, модель, большой босс, фейсбук-миллионер, веган, голый человек, одетый человек, пессимист, оптимист или студент. Единственное, что объединяет эту разношёрстную публику, — любовь к анархии и развлечениям, открытость к экспериментам и новым знакомствам и пыль, которая здесь повсюду.

Сюда приезжают показать себя, завести ценные знакомства и, наконец, просто отдохнуть. Год за годом в тусовку вливаются новые лица: модные диджеи, стэнфордские профессоры, проектировщики арт-каров. Ну и, конечно, куда без миллионеров, которые привозят свои океанские яхты в пустыню? Среди топовых завсегдатаев из списка Forbes — Марк Цукерберг, Ларри Пейдж, Илон Маск и др.

Люди всех конфессий, взглядов и социальных ступеней могут быть рядом без каких-либо ограничений — этим примечателен концепт Burning Man. Многие готовы оставить важные дела и преодолеть тысячи километров ради того, чтобы постоять рядом с Илоном Маском или сделать селфи с Джоном Макафи.

Но самое главное, что остаётся после фестиваля, ― бесценные инсайты, за которыми едут с разных уголков мира. Вот некоторые из них.

Зачем бизнесмены едут на Burning Man

© © Duncan Rowlson / Flickr

Границы существуют только в нашей голове

На Burning Man можно примерить совершенно невероятные роли и фриковатые образы. В этом и есть свобода самовыражения, которая не всегда возможна в городской среде. Удивлять и удивляться (правда, только первое время) здесь привыкли. Где ещё можно встретить полуголую модницу в шубе, мужчину в розовой балетной пачке и человека-коробку?

От увиденного границы расширяются, пока вовсе не лопаются. И вот вы уже часть перформанса: катаетесь на гигантской механической улитке (или утке, или единороге), стреляете огнём из огромного осьминога, изучаете йогу смеха, ходите на цирковой тренинг, пенные вечеринки, где все гости — голые. Не буду продолжать, чтобы сохранить интригу.

Со стороны может показаться, что Burning Man — это одна большая рейв-вечеринка, где люди закидываются кислотой и занимаются сексом. Разумеется, если вы ищете именно это — пожалуйста, всё на поверхности. Но главное здесь другое.

Зачем бизнесмены едут на Burning Man

© © Duncan Rowlson / Flickr

Преодолевайте себя ради большой цели

Все, кто побывал на Burning Man, подтвердят, что выход из зоны комфорта работает. Понимать всю соль этого выражения вы начинаете ещё до того, как попадаете на сам фестиваль. Пробки на въезде по 8 часов и песчаные бури проверяют вас на прочность.

Burning Man проходит в пустыне Блэк-Рок на северо-западе штата Невада, куда не ходят автобусы и не летают самолёты. Ближайший аэропорт находится в Сакраменто, в 6,5 км от пустыни. Кому-то дорожное путешествие с дикими видами может прийтись по душе. Если вы не из их числа, смело используйте мой лайфхак ― из любого американского города, куда прилетел ваш самолёт, отправляйтесь в Рино (1–1,5 часа полёта). Там можно арендовать машину и доехать до фестиваля всего за 4 часа.

Итак, вы наконец добрались до пункта назначения, но ещё не приняты в ряды бёрнеров. Для этого необходимо заранее запастись водой, крепкой обувью, пылезащитной маской и велосипедом. В среднем вы будете проезжать от 15 до 20 миль в день, блуждая в песчаных бурях — практически таких же, как в «Безумном Максе». Бури, к слову, могут продолжаться до девяти часов. Испытание на выносливость пройти придётся, ибо другого выбора у вас нет.

Преодоление номер три ― отсутствие сети. Сотовая связь на Burning Man ловит плохо, а интернета нет вовсе. Те, кто мечтал оказаться хотя бы на день без смартфона, оценят — рука сама постоянно тянется войти в Facebook или обновить почту. Постарайтесь заранее закончить все важные дела и предупредить коллег о своём восьмидневном галактическом путешествии.

Ещё большим испытанием может стать отсутствие комфортных номеров и ванных комнат. Как показывает опыт бёрнерства, выжить можно, если продумать всё заранее: запастись набором одноразовой посуды, спальным мешком, сменным бельём и влажными салфетками.

Зачем бизнесмены едут на Burning Man

© © Duncan Rowlson / Flickr

Правильный комплект на Burning Man — защита от пыли, солнцезащитные очки, вода.

In Dust We Trust — один из самых популярных хештегов на фестивале. Это вам не пакетный тур «всё включено» и даже не трёхзвездочный отель. Резкие перепады температуры (+40 °С днём, +5 °С ночью), отсутствие горячей воды и комфортных условий, повсюду пыль, изнуряющий зной и непредсказуемые песчаные бури — выход из зоны комфорта действительно расширяет границы и учит способности находить решение в непривычных ситуациях.

Никогда не переставайте учиться

Burning Man ― это нетворкинг в уникальной обстановке, где всего за неделю можно поучиться у тех, кто создал миллиардный бизнес, открыл ресторан, написал книгу или выиграл чемпионат.

Фестиваль учит декоммодификации (о самом термине вы, кстати, узнаете там же). Отсутствие рекламы, спонсоров и необходимости что-либо продавать помогает понять, что такое полная независимость от рынка и нивелирование капиталистических ценностей.

Ответственность и дисциплина ― это не только про «завтракать по утрам» и «сдать вовремя отчёт». Здесь всё серьёзнее ― на фестивале нет полиции и уборщиков, поэтому за безопасность и порядок отвечают сами участники. Где-то потребуется собрать мусор, а где-то — усмирить бунтаря.

Будьте всегда начеку

Алкоголь льётся рекой, всегда и везде. Главное — иметь с собой специальный ID, документ, по которому идентифицируют даже фей и звёздных воинов. Что касаемо субстанций помощнее — всё строго.

Кроме того, на фестивале были сотрудники ФБР, ходившие в штатском. Поймают на распространении — загремите надолго и от души. Тусовщики во фриковых нарядах легко оказываются агентами под прикрытием.

Живите моментом

Горящий человек символизирует тщетность бытия, а также призыв перестать думать о прошлом и мечтать о будущем. Никто не строит планов и не думает, как использовать идеи фестиваля в дальнейшем, все его события сиюминутны.

В последний день фестиваля сжигают храм. Пока он горит, вместе с дымом улетают в небо стихи, посвящения, красивые слова, молитвы и другая сердечная чепуха, вы чувствуете глубокую связь с чем-то божественным. Или с самим собой. Вы полностью, — больше, чем когда-либо, — погружены в жизнь здесь и сейчас.

Зачем бизнесмены едут на Burning Man

© © Duncan Rowlson / Flickr

Учитесь любить по-настоящему

Здесь рождаются самые смелые эксперименты и проявляются самые искренние эмоции. Злоба и ненависть уходят — то ли потому, что всем просто весело, то ли потому, что наконец удаётся избавиться от социальных комплексов, соцсетей и ярлыков. Вы попадаете в мир, где нет условий, стереотипов и фальши. Их заменили блёстки, перья, блестящие пони, йога-зайчики, огнемёты, пушистые велосипеды и фейерверки.

Фестиваль учит любить людей вокруг — всех, включая партнёров и клиентов. Это познаётся через хрупкость и временность существования Блэк-Рок-Сити. Свою идею участники фестиваля транслируют в мир: компания Black Rock Solar обеспечивает солнечной энергией соседний с Блэк-Рок-Сити округ; социальная организация Burners Without Borders помогает пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.

Добро — это способ коммуникации на фестивале. Подмена стереотипа экономики обмена на экономику подарка происходит, когда вы видите, как владельцы крупных бизнесов становятся волонтёрами и помогают украсить Блэк-Рок-Сити, при этом получая от этого безграничное удовольствие.

Никогда не переставайте исследовать

В жизни мы привыкли к чёткому распорядку дня и понятному расписанию. На Burning Man вы просто просыпаетесь и едете на поиски приключений: заезжаете в разные лагери, знакомитесь с новыми людьми, исследуете постройки, музеи. Позволив себе быть свободным и делать только то, что хочется, вы ничего не упускаете, но приобретаете многое.

Городская жизнь налагает на нас много обязательств. Burning Man учит умению выстраивать всё иначе: выполнять дела с удовольствием, давая себе немного свободы и воздуха. Этот настрой автоматически притягивает нужных людей и обстоятельства.

Ищите новые знакомства

В повседневной жизни мы чаще всего общаемся только с одной группой людей и лишь изредка заводим новые знакомства. Исключение составляют лишь бизнес-тренинги и конференции, когда большинство посетителей пытаются наладить новые связи.

Учитывая, что на Burning Man успешные предприниматели вместе с начинающими бизнесменами и рабочим классом находятся в одинаковых неформальных условиях, у вас есть тысяча и один шанс на то, чтобы завести множество новых интересных знакомств.

Зачем бизнесмены едут на Burning Man

© © Duncan Rowlson / Flickr

Делитесь, дарите и помогайте

В Блэк-Рок-Сити можно легко и непринуждённо помогать малознакомым людям, даже если они значительно успешнее по жизни. Только представьте себе: в непринуждённой беседе с Марком Цукербергом вдруг выясняется, что ему нужен новый программист в команду, а ваш знакомый (который тоже на мероприятии) как раз решил сменить работу. И вот за несколько минут решается проблема двух людей.

Ещё один пример: вы едете на велосипедах по пустыне, но тут внезапно начинается сильнейшая песчаная буря, а у вас ни респиратора, ни платка. В этот момент с вами обязательно кто-нибудь поделится банданой или очками, некоторые даже готовы отдать свои.

Фестиваль учит давать и дарить, а не проводить бартер, как пропагандируют бизнес-тренинги. На территории Блэк-Рок-Сити не действуют деньги, все дарят друг другу подарки, угощают едой и алкоголем. Русские угощают борщом и пловом, украинцы наливают хреновуху, американцы кормят пиццей и хот-догами. Хотя обмен тоже возможен — подарков на опыт, добрые дела и крепкие объятия.

Не стесняйтесь обмениваться ещё чем-нибудь, кроме объятий. Помните, паразитирование за счёт других противоречит идее Burning Man об абсолютной самодостаточности, поэтому учитесь быть максимально полезным.

Зачем бизнесмены едут на Burning Man

© © Duncan Rowlson / Flickr

Долой шаблоны

Своеобразная обстановка на фестивале даёт возможность отойти от стереотипов, включить воображение и начать мыслить нешаблонно. Из этого появляется желание лучше узнать себя, избавиться от страха перед новым и дать волю творческому началу. Общаясь с успешными людьми, вы начинаете понимать, что для них такой образ жизни и мышления является нормой. Творчество они обычно определяют как способность создавать что-то, чего раньше не существовало.

Сама идея Burning Man подходит по духу венчурному бизнесу — это пространство для самых решительных экспериментов. Это проверка внутреннего компаса, испытания новыми обстоятельствами, пройдя через которые человек становится более открытым, подготовленным, а значит, и успешным. За этим сюда каждый год и едут бизнесмены.

Можно много читать про фестиваль, но его атмосферу и настоящий дух удастся почувствовать, только став его непосредственным участником. В следующем году я планирую подготовиться более основательно и поехать снова. Мы с друзьями подумываем организовать собственный лагерь и, возможно, создать свой арт-кар.

Фотография на обложке: Burning Man Journal

Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене».