secretmag.ru
Опубликовано 09 октября 2015, 09:00

Михаил Воронин. Как ловить «фиолетовых белок»

Советы по хантингу гениев

Два года назад в Пенсильвании, в городе Джерси-Шорт была поймана фиолетовая белка. Зверек необычного цвета попался в одну из ловушек для грызунов. Фотографии белки тогда обошли весь интернет: пользователи сети в течение нескольких дней гадали, что это фотошоп или новый подвид давно знакомого зверька? Но как бы там ни было «фиолетовые белки» существуют. Этот термин ввел всемирно известный специалист в области HR Джон Салливан, назвав таким образом талантливых и редких людей, новаторов, за которыми постоянно открыт сезон охоты.

Михаил Воронин. Как ловить «фиолетовых белок»

Два года назад в американском городке Джерси-Шорт была поймана фиолетовая белка. Её фотографии обошли тогда весь интернет. Пользователи Сети в течение нескольких дней гадали: это фотошоп или новый подвид давно знакомого зверька? Но как бы там ни было, «фиолетовые белки» существуют. Этот термин ввёл всемирно известный специалист в области HR Джон Салливан, назвав так талантливых и редких людей, новаторов, за которыми постоянно открыт сезон охоты.

В Winning The Hearts Group мы поставили перед собой цель найти этих самых фиолетовых белок среди руководителей российских и западных компаний. Для этого нам пришлось изучить их повадки и понять, что ими движет.

«Фиолетовые белки», которых все знают

«Фиолетовые белки» часто оказываются эффективнее остальных сотрудников вместе взятых. С их приходом в бизнесе открываются новые возможности, происходит смена стиля руководства, сами компании становятся востребованными на рынке.

Отличный пример «фиолетовой белки» — один из основателей Google Ларри Пейдж. Именно он придумал принцип, лёгший в основу работы поисковика. Пейдж предложил ранжировать источники в интернете по количеству данных на них ссылок. Незадолго до запуска Google его основатели безуспешно пытались продать свою разработку за $1 млн. Сегодня их доходы значительно превышают эту сумму.

Ещё одна «фиолетовая белка» — Тони Фэделл, бывший старший директор департамента по разработке и выпуску плеера iPod от Apple. Он был одержим идеей mp3-плеера ещё до того, как устроился к Стиву Джобсу. Но в Philips, где Фэделл работал в тот момент, у него не было возможности развивать это направление. Тогда он ушёл в Apple, где для него открыли все двери. Фэделл сумел выпустить один из самых известных плееров в мире. А Apple, урвав себе одну «белку», обогатилась на миллиарды долларов и создала основу для будущего доминирования на рынке инноваций. Когда Тони Фэделл увольнялся, Стив Джобс выдал ему годовую зарплату в размере $300 000 и пакет акций на сумму более $8 млн с одним условием: он не должен был работать на конкурентов.

Где их найти?

Печально, но факт — у 99,4% компаний практически нет шансов нанять «фиолетовую белку». Виной всему слишком консервативный подход к поиску кандидатов. Например, Стива Джобса, которого уже в молодости можно было причислить к «фиолетовым белкам», в своё время не взяли на работу из-за незаконченного высшего образования.

Найти уникального кандидата не так-то просто. Стандартные методы здесь не работают: «фиолетовые белки» не из тех, кто мониторит рекрутинговые сайты и терпеливо ждёт звонка от хедхантера. Они вообще очень редко ищут работу сами. Зато их можно обнаружить среди владельцев патентов на изобретения, лауреатов различных премий, спикеров на бизнес-конференциях.

Как их привлечь и удержать?

Новаторы отдают предпочтение компаниям, которые используют инновационные подходы в процессе поиска сотрудников — для них это своего рода сигнал о том, что компания не страшится изменений, она перспективная и открыта новому.

Если же вам удалось найти свою «белку» — будьте готовы к борьбе за неё. Она уже наверняка имеет хорошую работу, переманить её будет не так-то просто. Мотивации деньгами, скорее всего, не сработают. Больше всего такие люди ценят свободу. Новаторы по своей природе, «фиолетовые белки» не любят соблюдать должностные инструкции. Они предпочитают сами выбирать себе проекты и команду. Гибкий график и удалённая работа — для них само собой разумеющееся.

Как их распознать внутри своей компании?

Как показывает практика, «фиолетовые белки» предприимчивы и заинтересованы в реализации проектов, за которые отвечают. Они искренне хотят изменить окружающий мир. Им жизненно необходимо создавать продукты, которые улучшают жизнь людей и помогают природе, делают мир более открытым. Такие люди всегда создают свою небольшую команду, используют передовые инструменты для решения стоящих перед ними задач.

Возможно ли их воспитать?

По мнению Джона Салливана, работающего в Кремниевой долине и специализирующегося в вопросах бизнес-влияния и стратегических решениях в области управления талантами, не каждая компания может вырастить «фиолетовую белку». Они водятся только там, где уделяют внимание формированию команды, понимают, что именно сотрудники являются залогом успеха, и знают, что без инноваций в современном мире выжить невозможно.

Вместо эпилога

В России много талантливых и одарённых людей, вот только руководство не всегда верно подходит к работе с ними. Именно поэтому «фиолетовые белки» в нашей стране часто становятся стартаперами, а если повезёт — занимают посты управляющих и генеральных директоров известных корпораций.