10 апреля 2017 года в 08:14

Владимир Шрейдер. Почему Snap — это новый Apple

Последний уже не способен на инновации

Владимир Шрейдер. Почему Snap — это новый Apple

Начну нативно: в 2013 году появился Glitché — первый редактор фото и видео из России, ставший популярным на Западе. Сегодня с нами сотрудничают Adobe и Paramount Pictures, а звёзды вроде Gorillaz и Travis Scott создают в приложении обложки альбомов и промовидео. Тогда Антон Гладкобородов из Coub недоумевал, почему мы не сделали свою ленту, чтобы стать очередным Instagram. На днях Apple выпустил редактор видеороликов Clips, который не имеет собственной ленты и использует сторонние соцсети для дистрибуции созданного в приложении контента. «Где же инновации?» — спросите вы, в очередной раз разочаровавшись в новом продукте компании Тима Кука. Отвечаю, чтобы не называть собственный проект во второй раз: следите за Snap Inc., владельцем Snapchat.

Перед недавним выходом на IPO, ставшим четвёртым из крупнейших в истории технологических компаний и принесшим больше $3 млрд (за которые Facebook безрезультатно пытался приобрести компанию ещё в 2013-м), Snap официально объявил себя camera company. Так он расширил горизонты своего основного продукта — мессенджера Snapchat. «Мы считаем, что переизобретение камеры представляет для нас величайшую возможность улучшить то, как люди живут и общаются», — говорит Snap.

Первое устройство Snap, очки со встроенной камерой Spectacles, — это пример того, чем могли стать Google Glass, если бы их сделали люди с чувством прекрасного. Вокруг Spectacles грандиозный хайп, ведущие технологические издания называют их появление событием года, а маркетинговую кампанию — гениальной (сначала очки продавались только в ярко-жёлтых автоматах, появлявшихся в неожиданных местах). Я просил друга в США встать в километровую очередь ради новеньких Specs: их дизайн и использование вызывают восторг, на который раньше был способен только Apple.

Spectacles позволяют создавать десятисекундные видео, которые отправляются прямиком в Snapchat Stories — другое изобретение компании. Его появление в наши времена текстовых мессенджеров и соцсетей можно сравнить лишь с появлением первого графического интерфейса во времена текстовой командной строки в компьютерах 1980-х. И если иконки, окна и папки на рабочем столе однажды были подобраны компанией Apple на свалке идей компании Xerox, то в случае с идеями Snapchat всё обрело форму неуклюжего плагиата, в чём признаётся даже основатель Instagram — одной из нескольких компаний, принадлежащих Facebook и эксплуатирующих сегодня инновации Snapchat.

Это было легко предугадать даже год назад: Snapchat изобрел совершенно новый, революционный способ взаимодействия с контентом. За попытку заменить текст изображением Apple подвергался критике и насмешкам с таким же энтузиазмом, с каким до недавнего времени высмеивался Snapchat. После развёрнутого конвейера по копированию идей мессенджера с привидением на иконке все стали смеяться ещё больше. Но уже по другой причине — попытки Facebook и других компаний копировать идеи Snap породили огромное количество мемов. В них Stories стали появляться всюду — от Microsoft Excel и Norton Commander до тестов на беременность.

Snapchat переосмыслил технологию прямого эфира — до изобретения Stories трансляции разных соцсетей всегда возникали не вовремя и пропущенные эфиры оставались без внимания. Создать собственную трансляцию было слишком ответственно, ведь её нельзя было переснять. Stories можно смотреть в любое время в течение 24 часов до полной синхронизации с настоящим моментом, и сегодня эту технологию перенял Facebook, Instagram, WhatsApp, VK и другие. Но Snapchat — это формат, чем не могут похвастаться остальные проекты, собирая своих обречённых Франкенштейнов (кстати, сейчас Facebook вынужден показывать ваших друзей как «призраков», чтобы повысить вовлечение в новую функцию Stories). Этот формат предполагает определённые правила поведения — полное отсутствие правил. Выкладывай что хочешь и сколько хочешь. Такое могло бы получиться у Instagram, но я не знаю людей, добровольно использующих его для переписки — это как раз то, что блестяще удалось Snapchat, который с самого начала был мессенджером для обмена фото и видео.

Подобно тому, как Apple изменил способ потребления контента, представив миру первый iPhone, Snapchat произвёл революцию, изменив привычный способ взаимодействия с видео. Если раньше вертикальные ролики казались жутко неудобными в среде традиционных соцсетей, то сегодня такой формат воспринимается максимально естественным для вертикально ориентированных дисплеев смартфонов. Не говоря уже о живой и лёгкой подаче информации, которую ведущие медиа готовят специально для Snapchat, — полноэкранные вертикальные видео, реклама и статьи так же превратились в стандарт, распространившийся в Facebook и других проектах. Оперативность появления актуальных сюжетов, скомпилированных из историй снапчаттеров, не уступает Twitter.

По слухам, Snap разрабатывает собственный портативный дрон, развивает технологии дополненной реальности и распознавания объектов. Можно только представить, какие это открывает возможности, учитывая, что Snapchat удаётся не только безупречно реализовывать собственные идеи, которые становятся стандартами индустрии, но и виртуозно использовать приобретённые. Так произошло с интерактивными масками Looksery, которые стали безоговорочным хитом и породили проекты вроде MSQRD. Последний был создан с нарушением патентов, и судя по годовому отчёту Facebook, был приобретён за возможность развивать проект внутри компании Марка Цукерберга, и это напоминает противостояние Apple и Microsoft. Так произошло с конструктором персональных стикеров Bitmoji, который теперь растёт быстрее, чем Uber. И, кажется, так будет происходить со всем, чего касается гений создателей Snapchat.

У Эвана Шпигеля есть отличная фраза: «Люди удивляются, что их дочь делает 10 000 фотографий в день. Чего они не понимают, так это то, что дело не в картинках. Она говорит». Snap действительно изобрёл новый способ общения через объектив мобильной камеры — визуальный язык, на котором говорит молодое поколение и на котором теперь учатся говорить крупнейшие игроки индустрии. И в первую очередь Snap заставил многих вспомнить вымирающий язык инноваций, на котором говорил Apple.

snapchat: shreyder

Фотография на обложке: Getty Images

Обсудить ()