Василий Воропаев. Как привлечь и удержать в компании миллениалов
Нужно населить её покемонамиСкоро уже две недели, как мир охотится за покемонами. Если их нет в офисе работодателя, молодые профессионалы могут расставить приоритеты так, что игра окажется важнее работы. Я правда так считаю, ведь жизнь представителей поколения Y, наиболее активной и в полном смысле слова креативной части работающего населения, давно превратилась в игру. Получить должность или проект? Это победа или поражение, переход на новый уровень игры. Конкуренция на рынке или конкуренция в коллективе? То же самое. Боюсь показаться занудным, но знаменитая книга «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна увидела свет полвека назад. Будущее давно наступило.
Скоро уже две недели, как мир охотится за покемонами. Если их нет в офисе работодателя, молодые профессионалы могут расставить приоритеты так, что игра окажется важнее работы. Я правда так считаю, ведь жизнь представителей поколения Y, наиболее активной и в полном смысле слова креативной части работающего населения, давно превратилась в игру. Получить должность или проект? Это победа или поражение, переход на новый уровень игры. Конкуренция на рынке или конкуренция в коллективе? То же самое. Боюсь показаться занудным, но знаменитая книга «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна увидела свет полвека назад. Будущее давно наступило.
На сайте hh.ru размещено 390 850 вакансий, из них 23 225 сразу обозначены как «удалённая работа». Это примерно 6% — очень большая цифра для сайта, который специализируется на «белых воротничках». Люди уходят из офисов, чтобы работать в привычных для себя условиях. И работодатели идут навстречу. У них просто нет другого выбора.
Недавно я общался с руководителями нескольких крупных международных компаний, перед которыми стоит задача безболезненного перевода сотрудников в «хоум-офисы». Причина не только и не столько в сокращении издержек, сколько в стремлении привлечь и удержать молодых активных сотрудников. Тех, кому около 30, у кого нет семьи и кто на самом деле готов работать круглосуточно, потому что им интересно и потому что на данный момент они реализуют себя большей частью именно в работе и карьере. Но только не в классическом офисе.
Посмотрите на успешные международные компании. Почти все пытаются геймифицировать бизнес-процессы и превратить свои офисы в что-то среднее между гостиной и спортивным залом — с диванами, подушками, аэрохоккеем, пинпонгом, лампами с абажурами, видеоиграми и мягкими игрушками. Скоро, я уверен, в этот набор войдут покемоны.
Именно «тёплые ламповые рабочие пространства» они рекламируют в своих описаниях вакансий перед указанием условий для роста и соцпакета. Но и это не всегда работает, потому что большинство молодых профессионалов вообще не хотят ходить в офис, о чём говорит масштабное исследование PwC, проведённое совместно с Университетом Южной Калифорнии и Лондонской школой бизнеса.
Миллениалы сформировали свою профессиональную идентичность в мире технологий и интернета. Они лучше и эффективнее выстраивают коммуникацию по переписке. В офисе они сидят в наушниках и предпочитают написать сидящему рядом коллеге, а не обратиться вслух. Это поведение можно по-разному оценивать этически, но с точки зрения бизнеса важно правильно использовать сильные и слабые стороны персонала. И, в частности, предоставить им органичные для них условия работы и общения — виртуальные. Именно поэтому крупнейшие компании (и не только из области информационных технологий) переводят своих сотрудников в хоум-офисы. Этот процесс кажется длительным и громоздким для больших корпораций, но сложности преодолимы при соблюдении простых условий.
Во-первых, бизнес-процессы внутри компании должны быть чётко отлажены, а все документы — доступны сотрудникам. В зависимости от размера и структуры организации это решается внедрением таск-менеджеров, удалённого диска или перемещением всей информации в Google Docs.
Во-вторых, чем «удалённее» сотрудник, тем короче должен быть «поводок». Это означает, что если с офисными сотрудниками достаточно проводить совещания о состоянии дел и занятости раз в неделю, то просить отчёты у удалённого на первых порах стоит каждый день. Со временем такая необходимость отпадает.
В-третьих, очень важно не терять коммуникацию, в том числе личную. Известно, что офисные сотрудники скептически относятся к корпоративам, а вот удалённые их как раз любят. Для тех, кто живёт в одном городе, имеет смысл организовывать регулярные рабочие завтраки или ужины.
Наконец, очень важно сделать пространство для постоянной виртуальной коммуникации, обмена мнениями, шуток. Роль такой «курилки» может играть любой мессенджер, и для молодых людей это действительно привычный и приятный способ общения.
В итоге удалённый сотрудник будет ходить в спортзал, бегать, читать и учиться в удобном для себя режиме, а не в офисе. И работать будет эффективно и с удовольствием. Играючи.
Фотография на обложке: DPA