secretmag.ru
Опубликовано 03 апреля 2019, 13:56

Три способа улучшить корпоративную культуру. От дорогого до нищебродского

Предлагает основатель Finch Дмитрий Щипачёв
Три способа улучшить корпоративную культуру. От дорогого до нищебродского

Если вы читали мою предыдущую колонку, то помните, что я не очень люблю HR-агентства. Думаю, что IT-компания вполне может справляться самостоятельно и с подбором персонала, и с построением корпоративной культуры.

Каждая IT-компания рано или поздно перестаёт относиться к корпоративной культуре как к чему-то, что существует безусловно, и начинает работать над тем, чтобы создать свою особую атмосферу. Создатели постепенно передают функции менеджмента наёмным сотрудникам и концентрируются на процессах внутри компании — это логичная эволюция. Мы тоже пошли по этому пути и начали строить собственный Finch-культ с мерчем и поездками на Бали. Рассказываю, что получилось.

Способ первый — бюджетный. Мерч

Прошлым летом у меня вышла некрасивая история с каршеринговой компанией Avis Car Rental. Эти чудаки по ошибке списали с моей банковской карты немаленькую сумму и не очень торопились решать проблему. В ответ я устроил небольшой флешмоб — сделал футболки, на которых объяснил, что думаю об этом сервисе и куда ему пойти. Выложил фото в Facebook и предложил подписчикам получить майку просто так.

Многие сотрудники с удовольствием поучаствовали во флешмобе, и я подумал: а почему бы не сделать то же самое, но с привязкой к Finch? Спрос явно есть.

Ближе к осени мы заказали партию маек с логотипом на чёрном и белом фоне. Одна стоила 690 рублей, всего их было 20 штук. После этого к процессу подключились сотрудники: предложили сделать футболки с пентаграммой и логотипом компании в центре — есть у нас те, кто увлекается подобными темами. Желающих оказалось много, и мы за ту же цену заказали партию для всего офиса.

К Новому году появилась ещё одна идея — майки с надписью FUCK 2018. Несколько штук мы оставили себе, несколько добавили в подарки клиентам, часть решили продать и запустили рекламный пост в Facebook.

Три способа улучшить корпоративную культуру. От дорогого до нищебродского

© FINCH

Люди впервые видели эти майки и наш логотип, но были готовы платить за креатив. Из десяти заявок до конца дошли только пять, но мы поняли, что собственный мерч сегодня — это must-have. С его помощью можно построить корпоративный бренд, выделиться на фоне других компаний и даже заработать на офисный кофе.

Ключевой момент — не навязываться. Мы говорим про сознательный выбор в пользу приятных вещей, а не про униформу.

В нашем случае эффект превзошёл все ожидания: команда не только готова носить футболки, но и участвовать в их создании. В планах кружки с цитатами директора по развитию, а чуть позже — полноценный welcome-пак.

Способ второй — дорогой. Зимовка на Бали

Мы поддерживаем любые инициативы от сотрудников, начиная с украшения офиса к Новому году и заканчивая глобальной сменой рабочего распорядка. Для нас это способ показать, что мы прислушиваемся к людям и хотим, чтобы у них было место, где можно заниматься любимым делом в комфортной среде.

Когда несколько человек из команды начали обсуждать, каково это — работать в тёплых странах, и пришли ко мне с идеей, я пообещал организовать что-нибудь подобное. Сначала мы думали про поездку во Вьетнам или Таиланд, но в итоге остановились на Бали — из-за сёрфинга.

Возникали опасения, что будет слишком много желающих и мы не найдём место, где все могли бы жить и работать. Но согласились ехать всего 12–15 человек, остальные засомневались, что смогут несколько недель прожить в отрыве от семьи.

Мы оплачивали только проживание, которое обошлось в 600 000 рублей за всех, а билеты и еду сотрудники покупали самостоятельно. Каждый потратил около 80 000 рублей.

Тем, кто поехал, удалось и отдохнуть, и поработать. Ребята взяли с собой технику из офиса — правда, оказалось, что на Бали не всё хорошо с инфраструктурой. На вилле, которую мы забронировали, был отвратительный интернет, а рядом шла стройка. Пришлось оперативно искать новые варианты жилья прямо на месте. За пару дней удалось найти две отдельные виллы, которые находятся в 10 минутах ходьбы друг от друга.

20 дней на Бали ребята сёрфили, гуляли и работали — вернулись все очень довольные. После того как мы собрали обратную связь, решили, что подобные поездки можно устраивать каждый год. Дорого? Да. Но оно того определённо стоит.

Штука в том, что в нашей отрасли давно перестали работать материальные стимулы. Всегда найдётся финтех-стартап или Корпорация Добра, которые смогут предложить зарплату побольше. Поэтому у нас так много внимания уделяется «печенькам» — нематериальным ништякам вроде митапов, корпоративов и подобных поездок.

Способ третий — самый бюджетный. Карточки

Каждую неделю руководитель нашего бэкенд-отдела проводит собрание команды и обсуждает работу с сотрудниками. Если честно, это достаточно скучный процесс. Пару месяцев назад у него возникла идея разнообразить встречи, и вместе мы решили сделать что-то вроде открыток с обратной связью.

На каждой открытке есть условное количество баллов с комментарием и какая-то известная цитата руководителя отдела. Напечатать такие можно в любой типографии, мы платим всего 600 рублей за 50 штук.

Три способа улучшить корпоративную культуру. От дорогого до нищебродского

© Finch

Карточки стали отличным способом разнообразить рутину, превратить её в весёлый ритуал, связанный с корпоративной культурой. В каждой компании время от времени возникают локальные мемы, и внедрить их в рабочие процессы оказалось отличной идеей.

Кстати, когда мы внедряли карточки, я думал, что их не поймут — особенно молодые сотрудники, которые пока не погрузились в нашу особую атмосферу. Но на удивление всё сработало, как надо. Людям нравится, когда компания экспериментирует и старается добавить веселья.

Резюмируем

Пока у нас за плечами только три кейса, но мы, кажется, входим во вкус. Укрепить внутреннюю культуру можно не только безумно дорогими способами. Самое главное здесь — черпать идеи внутри себя, прислушиваться к сотрудникам и пробовать новое.

Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.