Алексей Дорош. Санация «Трансаэро» «Аэрофлотом» дорого обойдётся туристам
Удар по индустрии путешествийТуристический рынок в шоке — банкротство такого крупного игрока, как «Трансаэро», явно спровоцирует очередную волну кризиса доверия к игрокам туриндустрии. Если даже такие гиганты банкротятся, что же говорить обо всех остальных?
Туристический рынок в шоке — банкротство такого крупного игрока, как «Трансаэро», явно спровоцирует очередную волну кризиса доверия к игрокам туриндустрии. Если даже такие гиганты банкротятся, что же говорить обо всех остальных?
С другой стороны, пассажиры, имеющие на руках билеты «Трансаэро», могут вздохнуть с облегчением — если последние несколько месяцев у них был высокий шанс не улететь, теперь о них есть кому позаботиться. Посмотрите, как рынок капитала оценил сообщение о предстоящей санации «Трансаэро» «Аэрофлотом» — котировки акций «Трансаэро» взлетели на 40%, правда, затем снизились, но общий рост по итогам дня все равно составил 15%. В то же время акции «Аэрофлота» упали на 5,5%.
Начался этот шторм ещё в 2013 году, причем первая «ласточка» была с рынка онлайн-трэвел — это интернет-продавец билетов Eviterra. Компания сформировала огромную задолженность перед партнёром — компанией «Авиацентр», «Авиацентр» в свою очередь решил в качестве рычага давления аннулировать билеты клиентов. Как результат — несколько сотен людей остались без новогоднего отдыха, прокуратура начала разбирательство.
В течение всего 2014 года мы наблюдали эпидемию банкротств туроператоров и турфирм. Среди ушедших с рынка настоящие монстры: «Нева», «Южный Крест». Теперь уже тысячи туристов либо не улетели в отпуск, либо столкнулись с невозможностью заселения уже на курортах. Чтобы этого не произошло с клиентами «Трансаэро», и подключился «Аэрофлот».
Несмотря на разницу в масштабах бизнеса банкротящихся игроков, сценарий каждый раз до боли знакомый: демпинг, использование оборотных средств не по назначению, компания перестаёт платить поставщикам, банкротство. Мог ли крупнейший «Трансаэро» избежать такого сценария? Компанию сильно подвел резко упавший поток выездного туризма, а внутренние перелеты в принципе не могли компенсировать в деньгах потери от продаж на зарубежных направлениях. Простая арифметика из докризисного периода: средний чек перелета за границу — 14 000 рублей, средний чек на внутренних направлениях — 7 000. Даже поток, устремившийся в Крым и на курорты Краснодарского края вместо былых Турции, Болгарии и Западной Европы, не спас бы перевозчика.
Государство выбросило белый флаг, заявив, что не готово вливать в компанию деньги. В результате гигант продолжал топить себя и одновременно рушить рынок — в течение последних 10-12 месяцев компания давала скидки на перелёты по всем направлениям до 30% от рыночного уровня. Всё это и привело к тому, что рынок наблюдал 1 сентября.
Но если случай с Eviterra вылился в отмененные полеты сотен пассажиров, а банкротство турфирмы «Нева» в испорченный отдых тысяч людей, в случае с «Трансаэро» пострадали бы десятки тысяч людей и сотни поставщиков. Допустить такого было нельзя, поэтому ситуацию регулируют «руками» «Аэрофлота». Теперь этому бизнес-ангелу нужно будет исполнить обязательства «Трансаэро» по всем перевозкам, погашению долгов перед партнерами (а это не только аэропорты, но и другие поставщики) и банками.
Итак, «Аэрофлот» поглощает убыточный актив, сам находясь в убытках. Причем актив для «Аэрофлота» абсолютно бессмысленный — у него есть свой новый парк самолётов, старый парк «Трансаэро» ему не нужен, особенно с учетом сокращения турпотока. Лизинговые платежи компания будет теперь платить за свои борта, и за борта «Трансаэро» тоже.
Также теперь «Аэрофлоту» предстоит эпопея по синхронизации бизнесов двух компаний и выполнению обязательств перед сотрудниками. Процесс будет тяжёлым. Как итог, единственный их выигрыш от этой сделки — с рынка уходит конкурент, который на протяжении года давал пассажирам серьёзные скидки.
Это означает, что «Аэрофлот» становится по сути единственным регулятором рынка авиаперевозок — у него нет реальных оппонентов ни по размеру флота, ни по охвату территорий. У авиакомпании появляется карт-бланш — кстати, думает ли об этом что-то ФАС, мы пока, по-моему, не слышали. И не за горами эпоха, когда рынок будет регулироваться жёсткими нерыночными методами, что повлияет практически на всех. Следующей в очереди на банкротство вполне может стать UTair, тогда на рынке останется лишь одна коммерческая компания — S7.
Чем грозит появление супер-монополиста для путешественников? С уходом «Трансаэро» уходит и конкуренция. Теперь «Аэрофлот» может жёстче диктовать ценовые условия своим клиентам — ведь только на них он может переложить стоимость «спасения» клиентов, флота и сотрудников «Трансаэро».
Фотография на обложке: Георгий Поляков/TASS