Артем Инютин. Пять идей, под которые дают инвестиции прямо сейчас
От косметики по подписке до Big DataВ какой области именно сейчас лучше всего запускать стартап? Какие направления инвесторы считают наиболее перспективными? У кого больше шансы на поглощение корпорацией? Я вижу несколько идей, за которыми – будущее.
Даже в Кремниевой долине инвесторы начинают требовательнее относиться к стартапам. Оригинальная идея уже не гарантирует привлечение первых инвестиций, но, если проект находится в правильной нише, шансы на финансирование возрастают многократно.
В какой области именно сейчас лучше всего запускать стартап? Какие направления инвесторы считают наиболее перспективными? У кого больше шансы быть купленным корпорацией?
Я вижу как минимум пять направлений, за которыми будущее.
I. Продажи по подписке. Наиболее перспективный сегмент — косметика и средства для уходу за собой. Примеры BirchBox и Glossybox наглядно показывают, насколько успешными могут быть такие проекты. BirchBox, сервис доставки товаров для дома и наборов косметики, за пять лет вырос в компанию стоимостью почти $500 млн. Идея проста — все женщины любят косметику, духи и подарки. За ежемесячную подписку в $10–20 подписчица BirchBox вместе с заказом получает в подарок коробочку с пробниками элитной косметики и духов. Бизнес-риски минимальные: сначала собираются предзаказы с оплатой, и только потом проходит закупка товара (то есть почти никаких лишних товаров на складе). Теперь BirchBox — узнаваемый бренд, и компания намерена выпускать собственную линию косметики. Европейский аналог BirchBox, сервис Glossybox, запустился в 2011 году и уже через год привлёк инвестиции в размере $70 млн. Дальнейшее развитие зависит только от фантазии разработчиков (коробочки с подарками для мужчин и детей уже появились). Можно поиграть и с наполнением: продавать по подписке не только косметику, но и, например, чай или шоколад.
II. Финтех. Идея успешного финтех-стартапа — сделать сервис не хуже, чем у банков, только удобнее и дешевле. Этим критериям соответствует, например, созданный в 2011 году TransferWise, который позволяет совершать местные и международные переводы без участия банков, а значит, без больших комиссий (цена за перевод на сумму до 200 евро — 1 евро) и потерь от конвертации валют. За четыре года стоимость TransferWise достигла $1 млрд (инвестиции в проект превысили $90 млн). Другой интересный пример — Kabbage, которому удалось поставить на поток кредитование частных предпринимателей, минуя банковскую волокиту с документами и одобрениями. Созданная в 2009 году компания уже привлекла $600 млн (что интересно, среди инвесторов есть и банки). Думаю, очень скоро мы увидим настоящий бум финтех-стартапов. У них есть всего один серьёзный недостаток — капиталоёмкость. Многие нацелены на сегмент B2C и, соответственно, требуют больших маркетинговых бюджетов — иначе клиентам о них не узнать.
III. Интернет вещей. Интернет вещей, конечно, серьёзно изменит нашу жизнь. Рынок ещё только формируется, и многие ниши пока не заняты. Мне нравится всё, что связано с сервисами для умного дома. Самым ярким и интересным проектом в этой области, на мой взгляд, является Nest Labs — система интеллектуального удалённого управляемого термостата. Инвестиции в этот стартап уже составили $80 млн. Важная особенность интернета вещей в том, что интересные идеи здесь очень быстро привлекают внимание гигантов вроде Google, IBM, Micro, Cisco или Samsung, которые знают, как совместить перспективную теорию с собственными технологиями.
IV. Облачные B2B-услуги. Удалённый доступ к документам компаний из любого места меняет рынок труда. В США, например, уже более 15% работников не посещают офис и трудятся удалённо. В дальнейшем их доля будет только расти. Приведу два примера сервисов, которые этому, возможно, поспособствуют. Birst — облачная платформа, помогающая любому пользователю, не обладающему специальной подготовкой, быстро и просто получать бизнес-аналитику. Проект стартовал ещё в 2005 году, и на сегодня инвестиции в него уже превысили $150 млн. Второй пример — Loer, программное обеспечение для интеллектуального анализа данных. Проект был запущен только в 2011 году, но его стоимость уже оценивается в $173 млн (инвестиции составили порядка $50 млн).
V. Big Data. Совершенствование инструментов для обработки больших объёмов информации ещё окажет серьёзное влияние на многие отрасли — в частности, на медицину. Мы получаем всё больше информации о человеке, об истории его болезней, о методах лечения, и новые технологии позволят в будущем справляться с этими объёмами информации, анализировать, использовать эту информацию для своевременной диагностики и лечения. Это очень перспективное направление, которое потребует совместной работы разработчиков софта и научных институтов. Впрочем, первые прорывные проекты в этой области мы, скорее всего, увидим только лет через десять — законы во многих странах пока устанавливают ряд серьёзных ограничений на пути таких исследований. Менее зарегулированные области развиваются стремительно. Хороший пример — компания Cloudera, которая разрабатывает решения на базе платформы Hadoop для систем анализа данных крупнейших интернет-сайтов мира. Менее чем за десять лет стартап привлёк более $1 млрд. Облачный сервис Sumo Logic позволяет эффективно обрабатывать лог файлов большого объёма. Система легко устанавливается, хорошо масштабируется (инвестиции уже превысили $150 млн). Информации становится всё больше, поэтому проекты, оптимизирующие её обработку, ещё долго будут в топе.
Фотография на обложке: Peter Cade / Getty Images
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.
Редакция «Секрета фирмы» не несёт ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. И не рекомендует использовать эту информацию в качестве единственного источника при принятии инвестиционного решения.