Благотворительность как тимбилдинг
Волонтёры против корпоративовКак и многие большие компании, мы прошли через период грандиозных корпоративов, тим-билдингов, поездок на природу. Ещё несколько лет назад без этого было никак нельзя. Застолья и праздники, конечно, объединяют людей, но делают ли они их лучше?
Как и многие большие компании, мы прошли через период грандиозных корпоративов, тимбилдингов, поездок на природу. Ещё несколько лет назад без этого было никак нельзя. Застолья и праздники, конечно, объединяют людей, но делают ли они их лучше?
Общество меняется на глазах. Многие люди хотят не только работать и отдыхать вместе, но и делать что-то полезное для окружающих. Создать условия для благотворительных проектов — достойная альтернатива надоевшим праздникам. В какой-то момент на нашем форуме мы обнаружили много комментариев из серии «мы устали от форматов банкет со звездой, пора что-то менять, надоело просто развлекаться». Возможно, это объясняется тем, что в компанию стали приходить представители поколения Y. Они креативные, повидали мир и имеют свои представления о корпоративной культуре. В итоге, например, новогодний корпоратив превратился в поход в Михайловский театр на балет «Щелкунчик».
Волонтёрское движение в России в последние годы переживает подъём. Хотя если говорить об общемировом зачёте, то, по оценкам британского благотворительного фонда CAF, Россия находится в мировом рейтинге благотворительности на 126-м месте, а по показателю «волонтёрство» в этом же рейтинге мы занимаем уже 70-е место. Сотрудники в частном порядке помогали людям и раньше — жертвовали деньги тяжелобольным детям, сдавали кровь как доноры и т. д. Активность была высокая, но носила несистемный характер. И в какой-то момент группа сотрудников выступила с предложением, чтобы сама компания стала организатором волонтёрского движения. Его суть очень проста — если кто-то из сотрудников компании испытывает потребность в заботе о других людях и у него появляются идеи по участию в благотворительных акциях, компания готова поддержать их организационно и финансово. Ведь совместные усилия, направленные на благое дело, — очень мощный инструмент выстраивания отношений в коллективе.
Когда решение об организации волонтёрского движения было принято, встал вопрос — а кому конкретно мы будем помогать? Опрос сотрудников выявил два приоритетных направления — помощь детям и экология. Но не всё оказалось так просто — мы столкнулись с рядом трудностей. Начиная с того, что корпоративный календарь зачастую не совпадает с периодами, когда волонтёрская и благотворительная активность наиболее предпочтительны. Например, декабрь — это время бюджетирования и отчётов. Горячая пора. Но именно в преддверии Нового года, семейного, эмоционального праздника, возникает естественное желание помочь тем, кто в этом нуждается. Поэтому приходится как-то согласовывать графики, иногда в ущерб работе.
Часто волонтёрскую деятельность в нашей стране воспринимают как PR, политические манипуляции и так далее. Надо быть всегда внутренне готовым к тому, что душевный порыв может быть воспринят как попытка саморекламы. Это очень обидно. И наконец, корпоративное волонтёрство и благотворительная деятельность — это затраты компании. Они, конечно, окупятся в долгосрочной перспективе. Но в периоды экономической нестабильности затраты на благотворительную деятельность — это одна из первых статей бюджета на оптимизацию. Нужно уметь эти бюджеты отстоять.
Если вы хотите достичь результата, а не погрязнуть в организационном процессе, преодолевая административные барьеры, то нужен опытный партнёр. Нашим стал фонд «Добрый город Петербург» — эта структура имеет большой опыт и незапятнанную репутацию.
Первым мероприятием стала экологическая акция «Чистота вокруг», которую мы провели в Киришах. Признаюсь честно, были сомнения, что сотрудники в свой выходной охотно поедут за 150 километров, чтобы совместно поработать. Но явка превзошла наши ожидания почти в два раза. Мы разделились на десять команд и убирали территорию от мусора и листвы, обогащали почву под посадку, высаживали декоративные растения, установили современные урны и скамейки. То есть за несколько часов работы была создана небольшая зона отдыха, где жителям Киришей будет приятно проводить время.
Под Новый год мы провели более сложную двухэтапную акцию. Сначала предложили сотрудникам сделать новогодние игрушки для детей, находящихся накануне самого волшебного праздника на лечении вдали от дома. Оказалось, что у нас многие могут своими руками создавать очень интересные вещи. В декабре мы пришли в хирургическое отделение Детской больницы им. Филатова. В течение четырёх часов волонтёры превращали холл отделения, сестринский пост и столовую в зимнюю сказку. Параллельно двое сотрудников в образах Деда Мороза и Снегурочки развлекали и поздравляли оказавшихся в больничных стенах детей.
Сейчас наше волонтёрское движение захватывает подразделения компании в других регионах, множатся и усложняются форматы акций, растёт количество участников. Из 1,4 тысяч сотрудников около 40% активно поддерживает эти проекты. Благотворительная деятельность в компании также приобрела более структурированный вид. Мы теперь раз в месяц на своём портале публикуем информацию о детях, которым нужны деньги на лечение (эти данные нам предоставляет «Русфонд»). И постоянно обновляем статус, чтобы показать, какую сумму сотрудники уже собрали. То есть каждый видит свой конкретный вклад в столь благородное дело. Если вдруг денег не хватает — недостающую часть доплачивает компания.
Волонтёрская и благотворительная деятельность вполне может стать успешным инструментом формирования корпоративной культуры. И что самое замечательное, однажды увидев отклик на свою деятельность, сотрудники, даже покинув нашу компанию, продолжают волонтёрскую деятельность, то есть движение распространяется, как круги по воде, захватывая всё больше и больше людей.
Фотография на обложке: Pascal Deloche/Getty Images