Что делать, если энергия компании затухает
Придумать новый продуктРано или поздно дух стартапа начинает сходить на нет и ты с ужасом замечаешь в своём бизнесе черты унылой корпорации. Чем опытнее ты становишься, тем больше боишься изменений, но тем они и нужнее. Сосредоточиться на том, что у тебя получается хорошо, или попробовать найти новые ниши и создать что-то новое? Многие гуру бизнеса утверждают, что нужно фокусироваться и годами оттачивать свои компетенции. Наверное, доля истины в этом есть, но такой путь легко приведёт даже самую инновационную компанию в болото.
Рано или поздно дух стартапа начинает сходить на нет и ты с ужасом замечаешь в своём бизнесе черты унылой корпорации. Чем опытнее ты становишься, тем больше боишься изменений, но тем они и нужнее.
Сосредоточиться на том, что у тебя получается хорошо, или попробовать найти новые ниши и создать что-то новое? Многие гуру бизнеса утверждают, что нужно фокусироваться и годами оттачивать свои компетенции. Наверное, доля истины в этом есть, но такой путь легко приведёт даже самую инновационную компанию в болото.
Поначалу мы отмахнулись от идеи выхода на новый рынок, так как нам казалось, что это потеря фокуса. Легко решиться на авантюру, когда ты только начинаешь делать что-то новое, не видишь альтернативные варианты развития и думаешь, что идея, которая родилась в твоей голове, — это истина в последней инстанции, the next big thing. Когда же у тебя есть опыт в какой-то области, то начинаешь подвергать сомнению и критике каждое действие, каждую новую мысль. Намерение сделать что-то новое начинает восприниматься как преступление. И в это время, пока ты сидишь и спрашиваешь себя «Зачем?», какие-то засранцы наверняка уже реализуют это, не задавая вопросов. Because fuck you — вот зачем.
Как советуют в таких случаях врачи из фильмов — попробуйте понять, в чём корень вашей проблемы. Когда мы задали себе этот вопрос, то стали понимать, что реализуем далеко не весь потенциал компании. Мы пытались заглянуть в будущее и представить, какой будет компания через два, три, четыре, пять лет.
Мы стали понимать, что развиваться только в рамках приложений на мобайле и вебе для нас означало постепенную стагнацию и отсутствие инноваций внутри компании. Мы не убьём дракона, не спасём принцесс, а маленькие дети не будут мечтать стать такими, как мы. В лучшем случае нас разместит Apple на главной странице и мы соберём 100 лайков от наших друзей в фейсбуке в честь этого события. Не то, о чём можно рассказать незнакомой девушке в баре, чтобы произвести впечатление.
Но самое неприятное, что мы начали замечать в своём бизнесе признаки того, от чего мы все старались сбежать несколько лет назад, оставив работу в больших компаниях. Это страх превратиться в просто хорошую компанию, с просто хорошим ребятами, которые делают хорошие вещи. Если произнести это вслух, будет звучать так же уныло, как и треки Coldplay. Нужно было доказать самим себе, что мы не боимся чего-то нового, что мы всё ещё можем запускать новые крутые продукты, которые будут вызывать у пользователей радость, восторг и ощущение, что совершается магия.
Я постоянно думал об этом и вспомнил, как однажды пытался настроить карбюратор своего старого Harley самостоятельно. Я скачал инструкцию и выполнил всё, что говорили мне в интернете, но, несмотря на все мои старания, мотоцикл давал мне явные знаки, что я делаю что-то не так. Я поехал в мотосервис, и механик сделал всё при мне за 5 минут. Услышав звук работающего как надо V-Twin, я поймал себя на мысли, что улыбаюсь и мне нравится смотреть, как работает мастер. После чего я снова мог радовать людей по ночам рёвом мотора своего мотоцикла. Тогда я понял, что нашей команде нужно прочувствовать что-то подобное, чтобы продолжать двигаться дальше. Сделать сервис, который решает проблемы и задачи, над которыми другие люди долго бьются.
Лучшим решением, как оказалось, стал запуск b2b-сервиса. Так, осенью прошлого года мы начали делать наш Relap.io, несмотря на то что большая часть наших сотрудников считала, что мы занимаемся не своим делом. Но уже через несколько месяцев после запуска, когда у нас появились первые клиенты, мы стали понимать, что двигаемся в правильную сторону. Их количество приближается к 200, и это такие проекты, как Lifehacker, Coub, Adme, издания Condé Nast, РИА и множество других медиа, которыми мы все пользуемся каждый день, с самым разнообразным контентом и самыми разными задачами в плане рекомендаций. Для нас это начало большой истории.
Когда-нибудь нам придётся поменяться ещё раз, но тогда, как и сейчас, мы будем заниматься своим любимым делом.