Опубликовано 23 декабря 2016, 09:14

Почему я начинаю увольнения с начальников

5 признаков босса-неудачника

Когда компании нужно сократить расходы, самый подходящий для этого ресурс — люди. Количество сотрудников легко регулируется. За годы работы экономистом в разных отраслях — от банков до металлургии — мне удалось накопить большой опыт в такой оптимизации. Некоторое время назад сократить половину штата мне пришлось и в компании «Мегаплан», где я работаю сейчас.

Почему я начинаю увольнения с начальников

Когда компании нужно сократить расходы, самый подходящий для этого ресурс — люди. Количество сотрудников легко регулируется. За годы работы экономистом в разных отраслях — от банков до металлургии — мне удалось накопить большой опыт в такой оптимизации. Некоторое время назад сократить половину штата мне пришлось и в компании «Мегаплан», где я работаю сейчас.

Чтобы понять, кто в команде лишний, обычно я расчерчиваю таблицу и анализирую, что делает каждый из сотрудников и сколько это стоит. Обычно под сокращение попадают руководители среднего звена, ведь рабочие руки нужны всегда, а управленцы, по разным причинам не выполняющие поставленные задачи, только тянут из компании средства. Экономически выгоднее уволить пять высокооплачиваемых начальников, чем пятнадцать специалистов.

Начальников-неудачников, которые подлежат увольнению, можно узнать по нескольким признакам.

Голова без рук

Хороший начальник должен уметь делегировать полномочия. Но нужно проводить чёткую грань между рациональным распределением задач и сваливанием всей работы на подчинённых. Я не раз наблюдал, как начальник-бездельник выезжает за счёт умного и работоспособного зама, который делают всю работу и при этом остаётся в тени.

Руководитель должен быть экспертом в своей области, уметь работать руками и не бояться этого. Особенно это важно, когда нужно ввести в курс дела новых сотрудников. В такой ситуации начальник должен посидеть с новичком, показать ему во всех деталях, как что работает. В финансах это называется «сверить уголок».

Конфликтная личность

Когда желание провести сокращения наталкивается на сопротивление коллектива, это нормально. Главное, чтобы неудобные для команды нововведения были полезны компании. Но если я замечаю, что начальник умудряется постоянно конфликтовать с разными сотрудниками, — это повод задуматься.

Конфликтная личность, как правило, неспособна выстраивать конструктивный диалог, хотя оппонент может предлагать здравые и полезные идеи. Хороший начальник умеет выстраивать отношения с подчинёнными так, чтобы те с удовольствием делились с ним мыслями и идеями.

Конфликтный начальник настраивает команду против себя и в какой-то момент перестаёт контролировать ситуацию. Следовательно, выполнение поставленных перед ним задач находится под угрозой срыва.

«Мымра»

Людмила Прокофьевна, «мымра» из фильма «Служебный роман», — это тот тип начальника, который встречается не так уж редко. Я повидал много руководителей, и мужчин, и женщин, у которых нет никаких интересов, кроме работы. Казалось бы, что в этом плохого?

Действительно, для решения краткосрочных задач начальники, умеющие работать чуть ли не круглые сутки и заставляющие подчинённых трудиться в том же режиме, прекрасно подходят. Но если такой график становится нормой, коллектив быстро выгорает. Начинаются конфликты, срывы сроков, уход сотрудников.

Стресс плохо совместим с продуктивной работой, но начальник-«мымра» просто не умеет по-другому. Для него круглосуточная работа — это способ уйти от своих личных проблем.

Эффективным такой управленец может быть очень недолго, а дальше, скорее всего, начнёт приносить компании больше вреда, чем пользы.

Хвалила себя калина…

Самопиар в Сети — вещь понятная и нужная. Но случается так, что руководитель рисует себе имидж эксперта, а на самом деле таковым не является. На его странице постоянно мелькают ссылки на конференции, где он что-то делал, на курсы, где он вроде бы учился, на публикации с его комментариями. Создаётся впечатление, что перед нами специалист высокого класса, грамотный управленец, способный решать самые сложные задачи. Но за этой картинкой скрывается в лучшем случае руководитель с очень средними возможностями, в худшем — полный ноль.

Агрессивная самореклама должна настораживать. Когда я ищу людей, разумеется, смотрю профиль кандидата в социальных сетях. И если уровень экспертизы кажется подозрительно высоким, я ещё тщательнее проверяю соискателя на собеседовании. Если, конечно, дело доходит до собеседования. Иногда достаточно просто внимательно прочитать резюме.

Люди, которые нахваливают себя в интернете, часто оказываются начальниками-попрыгунчиками. Если человек меняет место работы раз в год или полтора, его репутация ничего не стоит. За такой короткий срок нельзя добиться результатов. Зато можно громко заявить о наполеоновских планах — и уйти от ответственности в тот момент, когда обещанные результаты вот-вот должны быть достигнуты.

Самодур

Когда-то у меня работал один руководитель, который в присутствии вышестоящих не упускал возможности показать своим подчинённым, кто тут начальник, а кто — дурак. Начальнику-самодуру хочется быть барином. Есть и такие, кто во время праздничных застолий в своём отделе требуют от подчинённых тостов в свою честь. Сам лично такое видел. И присутствие на таких мероприятиях является обязательным.

Руководитель с такими замашками может быть очень компетентным. Более того, так чаще всего и бывает. Но атмосфера в его коллективе обычно тяжёлая, ценные сотрудники стараются сбежать при первой возможности. Всегда есть риск, что очередная выходка такого барина развалит хорошую команду.

Фотография на обложке: ImagineGolf / Getty Images