secretmag.ru
Опубликовано 08 июня 2015, 09:00

Александр Селиверстов. Почему российские гаджеты — фикция

Интернет вещей и животных

Сенсация — стартовали продажи первого компьютера с российским процессором «Эльбрус». Стоит новинка всего-то 200 000 рублей, несмотря на достаточно скромные по нынешним временам характеристики. А вот Yota devices уже к концу 2015 года обещает выпуск новой бюджетной модели YotaPhone. Неужели у нас появляются проекты, которые могут составить достойную конкуренцию ведущим мировым производителям электроники? Не стоит спешить с выводами.

Александр Селиверстов. Почему российские гаджеты — фикция

Сенсация — стартовали продажи первого компьютера с российским процессором «Эльбрус». Стоит новинка всего-то 200 000 рублей, несмотря на достаточно скромные по нынешним временам характеристики. А вот Yota Devices уже к концу 2015 года обещает выпуск новой бюджетной модели YotaPhone. Неужели у нас появляются проекты, которые могут составить достойную конкуренцию ведущим мировым производителям электроники? Не стоит спешить с выводами. О массовой популярности YotaPhone пока речи идти не может, несмотря на то что проекту уже не один год. Что будет с «Эльбрусом»? Скорее всего, на волне политики импортозамещения в государственных компаниях небольшой спрос будет. Но заинтересуют ли такие решения независимый бизнес? Вряд ли. Цена слишком неадекватная.

Складывается ощущение, что часть российских проектов, поддерживаемых государственным финансированием, создаётся исключительно для галочки и поддержания информационного фона «Инновации в России». Кстати, это одна из основных причин дискредитации слов «инновации» и «стартап». О какой популярности и востребованности подобных проектов зачастую может идти речь, когда они зачастую закрываются после успешной презентации руководству?

Наш бизнес боится инноваций. Фраза, которую часто можно услышать в бизнес-кругах: «Посмотрите на западные аналоги и сделайте так же». Никто не хочет лишний раз рисковать, а все хотят проверенных бизнес-решений и быстрого возврата денег. Вместо того чтобы создавать новые рынки, мы пытаемся сделать свой iPhone. Но iPhone уже есть. Мы немного опоздали.

Регулярные кризисы, размер ключевой ставки ЦБ, ипотека в 15% — всё это заставляет инвесторов и менеджмент планировать свои бизнес-активности исключительно в перспективе 1–3 лет. Компании ориентируются на быстрые деньги и отдают предпочтение направлениям, связанным с продажами, государственными проектами или, если очень повезёт, с нефтегазовым сектором. А большие риски и длительные сроки возврата инвестиций, которые связаны с проектами на рынке потребительской электроники, не особо привлекают инвесторов в этот сегмент экономики.

Александр Селиверстов. Почему российские гаджеты — фикция

Причины очевидны — при запуске продуктов на рынке потребительской электроники нет мелочей. Создать прототип и коммерческую партию недостаточно. Начиная разработку устройства, нужно учитывать, что качественный продукт в сознании потребителя — это не просто железка, которая исправно работает, но и момент покупки, общение с клиентской поддержкой, мнение друзей и так далее. Всё это связано с лояльностью и вторичными покупками. Мировые бренды ставят довольно высокую планку всех составляющих такого бизнеса. Сражаться придётся с настоящими динозаврами. Причём не только внутри страны.

Покупательная способность в России намного ниже, нежели в развитых странах. Поэтому масштабирование бизнеса на международные рынки для проектов потребительской электроники является необходимым условием для их существования. В России в принципе мало кто говорит по-английский, и тем более люди плохо понимают, как начинать работать на Западе.

Можно возразить, что Китай успешно копирует электронику, создаёт свои бренды и становится мировым игроком на этом рынке. Яркий пример — набирающая силу компания Xiaomi. Но не забывайте, у них есть производственные мощности и многолетний опыт сотрудничества с мировыми брендами. У нас этого пока нет.

Российские компании сейчас в положении догоняющих. Создавать новые процессоры и смартфоны — очень спорная модель. Нам нужно пытаться создавать новые рынки и новые потребительские ниши. Интернет вещей в этом плане очень перспективен. И на нём уже появляются интересные проекты. Например, украинская Petcube создаёт устройство для удалённого общения с животными, Lapka работает над устройствами для измерения показателей окружающей среды, Intech скоро выпустит фитнес-трекер для собак Spotty, а Сubic занимается проектом в сфере умного дома. Если хотя бы одному игроку удастся создать востребованный нишевый гаджет, это придаст стимул всему отечественному рынку. В конце концов, некоторым производителям софта удаётся конкурировать на равных с мировыми гигантами, пришло время попробовать свои силы и специалистам по «железу».

Фотография на обложке: Евгений Зеленко/Wikimedia