Россию заполонили китайские туристы. Почему на них сложно заработать?

Большая часть их денег проходит мимо отечественного бизнеса
09 июля в 18:27

В 2018 году Россию посетили почти 1,7 млн китайских туристов, каждый из которых готов был оставить в стране примерно 235 000 рублей. Однако большая часть этих денег не досталась российским предпринимателям. Разбираемся, почему это происходит и как бизнесу получить дивиденды от нашествия путешественников с востока.


Кто снимает сливки с турпотока?

В 2018 году 149 млн жителей Поднебесной хотя бы раз выезжали за пределы своей страны. Это больше, чем население России.

Из них Россию посетили 1,69 млн человек. Согласно исследованию Ctrip, гости из Китая готовы тратить на поездку в нашу страну около $5700 (363 000 рублей), из них $3700 (235 000 рублей) — на развлечения и покупки.

География присутствия китайских туристов достаточно широка. По данным организации «Мир без границ», турпоток из КНР распределяется так:

Выяснилось, что местный бизнес недостаточно адаптирован под особенности азиатского турпотока. Поэтому китайские компании перехватывают инициативу и открывают собственные магазины, кафе, экскурсионные фирмы.

Получается, что прибыльный и перспективный рынок процветает в обход локального бизнеса: не менее 70% денежного потока оседает в карманах китайских же бизнесменов. Ещё не поздно переломить этот тренд и подумать: чего хотят китайцы и что мы можем им предложить?

В парке Петергофа, Санкт-Петербург.

Фото: depositphotos/vostock-photo

Особенности китайского туризма

Как и все путешественники, гости из Поднебесной стремятся посмотреть как можно больше городских достопримечательностей. В то же время особую любовь они питают к природным пейзажам и разнообразным тематическим паркам.

В отличие от гостей с запада, китайцы заинтересованы в шопинге. Они готовы проводить много времени в крупных торговых центрах, особенно в магазинах luxury-категории. Для обеспеченных китайцев это не менее привлекательно, чем покупки в Китае для россиян, которые любят распродажи в стиле «восемь футболок за $2».

Дело в том, что цены на товары международных брендов в России зачастую ниже, чем в Китае. Туристы заранее готовятся, что в поездке приобретут не только местные сувениры, но и запасы одежды и косметики известных международных брендов.

Национальная особенность любителей шоппинга из Китая: они в первую очередь смотрят не на цену товара, а на размер скидки и удобство платежа. Гости из КНР азартны, готовы торговаться и никогда не упустят выгоду. Специальная цена, распродажа, персональная скидка — всё это не просто мотивирует их тратить деньги, но и дарит искреннюю радость от выгодной в их понимании сделки.

Москва.

Фото: depositphotos/vostock-photo

Как бизнесу стать China-френдли

Хотя культура каждой страны уникальна, у туристов из стран Запада много общего. Например, большинство объясняются по-английски, используют для расчётов банковские карты и наличные, сидят в одних и тех же социальных сетях, используют для подготовки к поездке одни и те же сайты вроде booking.com, TripAdvisor, Airbnb и др. В Китае всё иначе.

Долгое время страна развивалась обособленно, и в ней сложились совершенно другие привычки потребления. Чтобы зарабатывать на туристах из Поднебесной, придётся учитывать хотя бы их основные потребительско-культурные особенности.

Город Новосибирск, Сибирь.

Фото: depositphotos/vostock-photo

Например, в отличие от работы с западным турпотоком, для эффективных продаж товаров и услуг китайцам бизнесу недостаточно перевести сайт и информацию в магазине на английский. Потребуется китайская версия.

Расплачиваются за покупки китайцы тоже по-своему. В их стране реже используют банковские карты и наличные, потому что все привыкли рассчитываться с помощью QR-кодов. Такие платежи сейчас доступны и в России, и во многих других странах мира, но их популярность в Китае стала беспрецедентной.

Почему так? Одной из основных причин колоссального роста платежей QR-кодами в КНР стало развитие торговли в сегменте малого и микробизнеса (примерно 60% компаний относятся к этой категории) и желание предпринимателей сэкономить на приёме платежей. Дело в том, что при приёме кодов расходы торговой точки значительно ниже: не нужно покупать терминал, плюс комиссия меньше, чем при приёме карт.

Основные операторы платежей QR-кодами в Китае — сервисы, встроенные в самые популярные мессенджеры Китая: WeChat Pay и Alipay. В КНР ими пользуются уже более 1,5 млрд человек. Принимать оплату через эти сервисы — стандарт для продавцов в Китае.

Оплата WeChat Pay и Alipay россиянам недоступна, но местные компании могут подключить приём платежей WeChat Pay. Сделать это можно через российских партнёров компании, установив на смартфон с Android специальное приложение. С недавних пор приём платежей через We Chat Pay стал доступен и в онлайне.

Офлайн-магазинам, работающим с гостями из Китая, я бы посоветовал устанавливать в торговой точке кулер с тёплой водой. Гости это оценят, шанс на отличный отзыв будет выше.

Забыть про Instagram. Где тогда продвигаться?

При желании российский продавец может использовать и другие возможности WeChat. Первое, с чего стоит начать, — оформить официальный канал для бизнеса. В России официальные аккаунты в WeChat ведут «Аэрофлот», S7, U6, ГУМ, ЦУМ, «Азбука вкуса», отель «Метрополь» и др.

Канал нужно наполнять на китайском языке. Когда бизнес выходит на такую площадку, он получает большой инструментарий для продвижения — от закупок рекламных показов до акций с кешбэком, купонами и картами лояльности. Всё это стимулирует продажи, но требует определённых навыков.

Пока экспертизы внутри российских компании не хватает, можно обратиться к официальным партнёрам WeChat. Они помогут с регистрацией аккаунта на юридическое лицо и наполнением.

Для продвижения в социальных сетях Facebook и Instagram — не главные помощники продавца. Жители Китая гораздо больше доверяют своим соцсетям. Кроме WeChat это Weibo и Toutiao, а также видеоприложения Douyin (в мире известен как TikTok) и iQiyi от Alibaba.

Но основные инструменты бизнеса в рекламе — это те же WeChat Pay и Alipay. Они позволяют магазинам в своём приложении, которое уже стоит на более чем 1,5 млрд смартфонов, запускать мини-приложения, карты лояльности, общаться с аудиторией.

По тому, как растёт поток платежей через WeChat Pay в «Яндекс.Кассе», мы видим, что число клиентов из КНР у российских предпринимателей только растёт, а китайский туристический рынок огромен. Но конкуренция за него ещё больше.

Фото: shutterstock.com/vostock-photo, pixabay.com, depositphotos/vostock-photo,mskagency.ru