Роман Макаров. Как дешёвый рубль помог нам стать экспортёрами
Окно в ЕвропуСудя по тому, что говорят вокруг, может сложиться ощущение, что кризис – это время, когда всем тяжело. Это не так. У нас, например, всё хорошо – кризис и девальвация национальной валюты позволили нам в прошлом году очень солидно вырасти за счёт выхода на рынки Европы и США.
Судя по тому, что говорят вокруг, может сложиться ощущение, что кризис — это время, когда всем тяжело. Это не так. У нас, например, всё хорошо — кризис и девальвация национальной валюты позволили нам в прошлом году очень солидно вырасти за счёт выхода на рынки Европы и США.
Наша компания производит краски для фестивалей Холи, которые в разных странах проводятся по аналогии с одноимённым индийским праздником весны. Ближайший аналог — наша Масленица. Но у индусов дело не ограничивается сжиганием чучела. Прощаясь с зимой, участники фестиваля Холи посыпают друг друга цветным порошком растительного происхождения. Чем больше на вас попало нашей краски, тем лучше — согласно поверью, это принесёт удачу.
В России фестивали Холи начали набирать популярность в конце 2000-х — мода пришла из Европы. В 2013 году мы посетили как раз один из европейских фестивалей, впечатлились масштабом и решили, что можем попробовать заработать на проведении аналогичных мероприятий в нашей стране.
Мы вложили собственные деньги в лабораторию, собрали команду и начали работать. В 2013 году наша компания провела 14 праздников, в 2014-м — уже 87. В прошлом мы организовали 183 фестиваля Холи в 97 городах России и бывших советских республик, в результате чего продали 160 тонн красок.
В 2016 году мы увеличиваем объёмы производства, но большая часть красок теперь будет идти на экспорт. Потребность всего российского рынка в прошлом году, согласно нашим подсчётам, составила 200 тонн. В этом году он, вероятно, просядет на 15–20%. Разумеется, виноват кризис — многие теперь вынуждены экономить на развлечениях.
Культура фестивалей в России и Европе сильно различается между собой: если у нас это преимущественно музыкальные фестивали для школьников и студентов, то в Европе картина другая — средний возраст посетителей составляет 28–29 лет (соответственно, ни один большой фестиваль не обходится без алкоголя). Кроме того, за рубежом фестивали более массовые. Один только Holi Festival of Colors этим летом посетили 250 000 человек. В результате средний чек и, соответственно, доходы организаторов в Европе значительно выше.
По качеству наша краска европейской или индийской ничем не уступает. На мой взгляд, наша продукция даже лучше, потому что в России невысокие цены на злаковые и мы можем себе позволить использовать их в качестве основы. В Европе они дороже, и многие производители из-за этого экспериментируют с разными химическими элементами. Тем не менее российским производителям до недавнего времени не было смысла пытаться наладить экспорт. Во-первых, ещё не был насыщен локальный рынок. Во-вторых, за границей немало своих производителей, конкурировать с которыми по цене было сложно. В прошлом году всё изменилось, а в этом стало ещё лучше. Всего в этом году мы планируем отправить на экспорт 100 тонн красок, из них 70 тонн — в Европу.
У нас есть небольшой цех в Москве, рассчитанный на производство 200 тонн красок в год. Все основные ингредиенты — российские. Так как с европейскими странами расчёты происходят в условной валюте, которой выступает доллар, то с ослаблением рубля зарубежным дилерам стало выгоднее закупать краски именно в России (понятно, что в Индии и вообще в Азии цены ещё ниже, но оттуда краску дорого везти). Европейским клиентам 1 кг российских красок Холи сейчас обходится в $4–4,5. Если заказывать краски у европейских производителей, время доставки будет примерно таким же, но цена — в три-четыре раза выше.
Выход на рынок Европы требует сертификации (требования к качеству там на порядок выше, чем у нас), поиска местного дилера, создания бренда, оформления валютного счёта и т. д. Даже когда за доллар давали 50 рублей, эти усилия не были оправданны, но при 70 рублях за доллар предприятие оказывается очень выгодным. При этом мы, конечно, не надеемся, что так будет всегда — по нашему мнению, рубль сейчас сильно недооценён.
Мы исходим из того, что к середине лета рубль может подорожать. Как раз к этому времени мы собираемся поставить первую партию красок в несколько европейских стран — в частности, в Польшу и в Германию. Дилеры сами вышли на нас через рекламу в интернете и сделали первые заказы. Ещё у нас появились клиенты из США (ведём переговоры о поставке пробной партии), где совершенно другой рынок с другими ценами и другими правилами сертификации. Основными поставщиками там традиционно выступают индийские фабрики, но сейчас даже американцам выгоднее покупать у нас. Третьим рынком становится Южная Америка — планируем скоро отправить пробную партию в бразильский Сан-Паулу.
Ситуация, которую мы наблюдаем, уникальна. При действующем курсе любые качественные товары российского производства можно экспортировать в солидных объёмах и по достаточно высоким, по сравнению с внутренними, ценам. Поскольку наши собственные рынки вслед за падением покупательной способности людей быстро сжимаются, работа на экспорт — настоящий спасательный круг для многих.