secretmag.ru
Опубликовано 03 июля 2017, 08:24

Почему я не перевожу бизнес в США

— откровенничает Алексей Соломатин

Я уже давно живу в Мекке всех стартаперов — Сан-Франциско, хотя проект, который я сейчас развиваю, — онлайн-сервис по поиску заказчиков и поставщиков FactoryFinder — находится в России и в основном работает на этом рынке. Перевозить я его не планирую

Почему я не перевожу бизнес в США

Я уже давно живу в Мекке всех стартаперов — Сан-Франциско, хотя проект, который я сейчас развиваю, — онлайн-сервис по поиску заказчиков и поставщиков FactoryFinder — находится в России и в основном работает на этом рынке. Сейчас перевозить я его не планирую.

Многие предприниматели задумываются об открытии бизнеса в Долине, но я уверен, что это невыгодно. Постараюсь доказать, почему ваш бизнес должен жить в России вне зависимости от того, где живёте вы. Сосредоточимся на двух китах любого бизнеса: финансах и человеческих ресурсах.

Деньги

Это не самое оригинальное начало, но бессмысленно отрицать очевидное: налоговые ставки в США для компаний чудовищны. Запуск собственного дела перенесёт из вашего кармана немаленькую копеечку в бюджет выбранного штата.

Открытие ООО в России обойдётся в среднем в 30 000 рублей (около $500): регистрация, печать, нотариус и всё остальное. За эту сумму за вас всё откроют сторонние агентства, и вы получите документы на раз-два. Конечно, это не гарантирует, что на три-четыре вы не столкнётесь с проверками пожарных, проблемами с арендаторами и прочими прелестями российской действительности. Но тут уж как повезёт.

В США, а в особенности в Калифорнии, стоимость будет значительно выше: около $600 уйдёт на открытие LLC (аналог ООО) и судебного исполнителя. В эту сумму уже включена доставка корреспонденции и даже налог штата в размере $75, но сверху придётся доплатить ещё $800 — это ежегодный налог на франшизу, который придётся внести за право вести бизнес на территории штата Калифорния. Помимо налога на франшизу приготовьтесь ежемесячно выплачивать минимум 7,75% от прибыли — это налог от штата. Остановимся на этой сумме и даже не будем говорить о подаче финансовой отчётности и дальнейших сложностях. Разница и так бросается в глаза — $500 против $1500–2000.

Вы, возможно, возразите: зачем открывать что-то в самом дорогом штате, когда есть Делавэр? Да, нерезиденты, которые не ведут деятельность на территории самого штата, от налога на прибыль освобождаются, а франшизный налог для них составляет $300. Но скупой платит дважды, и вы не раз вспомните это, когда будете нарабатывать клиентскую базу в другом штате, где хотите работать.

Люди здесь прекрасно понимают, для чего вы регистрировались в Делавэре. Не хотите платить налоги штату, в котором работаете? Тогда вам, скорее всего, нельзя доверять: уклонение от налогов уже при регистрации фирмы — это не лучший показатель. Конечно, если ваш основной клиент — это компании и сервисы из России, проблем будет меньше, чаще всего они равнодушны к подобным формальностям. Но раз уж вы открываете стартап в Америке, то хотите покорить эту страну, верно?

Вишенкой на торте станет федеральный подоходный налог — до 40%. Как следует из названия, его платят все резиденты США, а рассчитывается он по прогрессивной формуле.

Кроме того, затраты на аренду офисов и зарплаты сотрудникам в США и России сильно различаются.

Люди

Главный ресурс в бизнесе — это люди. Мне не раз приходилось выстраивать бизнес со специалистами из США и России в других проектах, и я уверен, что россияне — более эффективные работники.

Ещё со времён труда о капитализме и протестантской этике немецкого экономиста Макса Вебера бытует мнение, что американцы — это суперсотрудники, которые трудятся без праздников и выходных и всецело отдаются работе. А всё почему? Потому что большинство американцев — протестанты, а труд и финансовый успех — это то, что восхваляется в семьях с детства. Отчасти это правда, но есть одно но: часто американские подчинённые не демонстрируют ожидаемое упорство и хватку, если задача хоть немного выходит из заданного русла.

Сейчас в моей команде трудятся пять человек. Наш сервис автоматизирован, поэтому коллектив со всем справляется. Возьмём как пример работу Анастасии — нашего менеджера по развитию. В её задачи входит коммуникация с нашими потенциальными партнёрами: заказчиками, поставщиками и производителями. Она общается с этими категориями людей одна — и это нормально.

Но на американском рынке весь функционал Анастасии сразу разделился бы на трёх сотрудников: один человек — для общения с поставщиками, другой — с заказчиками, а третий — с производителями. Если мы будем организовывать мероприятие и я попрошу этих сотрудников помочь с приглашением прессы, то моментально услышу, что это не их обязанности. Да, это коммуникация, но одно дело — написать письмо партнёру, а другое — позвонить журналисту. В обоих случаях это коммуникация, но американский коллега порой этого не понимает.

Конечно, я не утверждаю, что американцы как работники никуда не годятся — в отличие от русских, их не надо постоянно подгонять и контролировать. Мне приходилось приезжать в офис в 5 утра, и я ни разу не был в нём один — люди ориентируются на результат, а не часы работы. Когда я поручал американцам задачу, то мог полностью выбросить её из головы. Я был уверен, что она будет выполнена в срок и качественно.

Это очень напоминает концепцию научного менеджмента Фредерика Тейлора: задачи расщепляются до такого микроскопического масштаба, что тяжело сделать в них ошибку. Но одно дело — применять это в цехах, а другое — в высокотехнологичных стартапах, где хочется, чтобы команда быстро реагировала на изменения рынка и видела большую картину вместо своего мелкого круга задач. Это стремление у сотрудников я нашёл в России — и за меньшие деньги.

Думаю, что открывать бизнес в США уместно, если в долгосрочной перспективе вы собираетесь продать за рубежом свою компанию — анализировать рынок и интегрировать в него сервис намного удобнее прямо на месте.

Даже если вы собираетесь выходить на международный уровень, вовсе не обязательно куда-то переезжать. На рынке можно найти команды, которые помогут с раскруткой вашего продукта по всему миру. Идёт ли речь о закупках, коммуникациях или продажах — проблем со связью или логистикой в XXI веке уже нет. А запускать стартап и развивать его выгоднее в России. По крайней мере если для вас бизнес — это про прибыль.

Фотография на обложке: Ibraheem Abu Mustafa / Reuters