Почему мы отказались от чужих сервисов продажи билетов и создали свой
— эксперименты Дмитрия АнисимоваВ июне прошлого года мы стали проводить по шесть-семь вечеринок в неделю. Рос спрос на покупку билетов, а вместе с ним и число жалоб на используемый нами сервис по их продаже. Клиенты обвиняли его в неудобном интерфейсе и невозможности поменять дату посещения. Мы сами не могли провести скидочные акции и рекламные кампании с промокодами. Нельзя было активировать сертификаты, которые мы продавали. Для этого нужно было звонить менеджеру. Мы долго не знали, как с этим бороться, но именно тогда мы наняли IT-директора и разработчика, которых и попросить написать наш собственный сервис по продаже билетов
В прошлом году мы стали проводить по десять арт-вечеринок Painty в неделю. Рос спрос на покупку билетов, а вместе с ним и число жалоб на сервис по их продаже. Клиенты обвиняли его в неудобном интерфейсе и невозможности поменять дату посещения. Мы сами не могли проводить скидочные акции и рекламные кампании с промокодами. Нельзя было активировать сертификаты, которые мы продавали. Для этого нужно было звонить менеджеру. В июне на очередном совещании мы в очередной раз обсуждали эти проблемы, совершенно не понимая, как их решить, пока кто-то вдруг не сказал: «А почему бы нам не написать собственный сервис?»
Чем нас не устраивали готовые сервисы
Мы запустили вечеринки Painty, участники которых пишут картины, в 2015 году. Как и любому стартапу, нам был важен быстрый старт, экономия на разработке и возможность интеграции виджетов на сайт для проверки гипотез. Поэтому сначала мы пользовались тем, что есть на рынке. Казалось, что сервисов по продаже билетов огромное количество, так что мы точно найдём подходящий.
Мы остановились на Tickets Cloud. Его вполне хватало, пока мы не начали масштабироваться и выходить в другие города. Нам нужно было анализировать конверсию, а сервис этого не позволял. Также он заставлял пользователя при покупке билета переходить на другую страницу. После вечеринки, которая заканчивалась в 22 часа, менеджеры должны были вручную убирать её с сайта. Утомляли постоянные звонки в техподдержку с просьбами о переносе билета и возврате денег.
Сотрудничество с другим крупным сервисом по продаже билетов TimePad мы не рассматривали, так как нам не подходили его интерфейс и формат. Он удобен для небольших разовых мероприятий, но не для регулярных. В итоге мы работали с Tickets Cloud больше года, пока в прошлом июне не наняли IT-директора и двух разработчиков, чтобы решить проблему радикально.
Чем наш сервис лучше
Первую версию мы сделали с минимальным набором функций, чтобы сократить время на разработку и избежать долгой отладки. На это у нас ушло три месяца и 4 млн рублей в общей сложности, а результатом стал статичный html-сайт, где менеджеры меняли вечеринки вручную. Он позволял покупать билеты сразу на несколько вечеринок и использовать промокоды и подарочные сертификаты.
На тестирование и доработки перед запуском у нас ушло всего две недели. В основном мы проводили автоматические юнит-тесты, интеграционные тесты с платёжной системой и front end. Для ручного тестирования мы составили сценарии реального использования сайта нашими клиентами: кто-то покупает места на одну вечеринку, кто-то — подарочный сертификат на два места, третьи бронируют сразу 15 мест на восемь вечеринок.
Все дальнейшие изменения мы вносили небольшими порциями, поэтому на тестирование обычно уходило полдня-день. Самое масштабное обновление с тех пор — добавление back end. У нас появилась админка, в которой менеджер настраивает, что и в каком виде отображать на сайте. Постепенно у нас также появились система аналитики, CRM, личные кабинеты и боты для сотрудников.
В первый же месяц работы нашего собственного сервиса средний чек вырос на 30% — клиенты стали покупать билеты сразу на несколько вечеринок. Сама система обходится нам вдвое дешевле, чем использование готовых сервисов. Наши расходы сократились на 3%. Выросла производительность труда менеджеров. Мы теперь можем управлять конверсией — например, надпись, что «все платежи безопасны», повысила её на 50%. Проверяем гипотезы — например, предложение клиенту, покупающему два билета на вечеринку, третьего со скидкой увеличило средний чек ещё на 30%.
Мы настроили модель так, что на входе есть данные о продажах, конкретных заказах, количестве человек и о том, в каком городе предлагается покупка и повторна ли она. Потом алгоритм автоматически определяет, какие вечеринки в этом городе популярны, а какие нет. Например, в Екатеринбурге любят ярких котиков, а в Санкт-Петербурге — красивые пейзажи. В зависимости от этого менеджер планирует график вечеринок на следующий месяц. Эти данные помогли увеличить среднюю заполняемость вечеринок до 70%.
Мы даже думали сделать наш сервис побочным продуктом компании, но отказались от этой идеи. Он заточен именно под нашу работу. Если бы мы не росли, нас бы вполне устроили готовые сервисы.
Другим предпринимателям я тоже рекомендую разрабатывать свои сервисы — но только в случае, если вы проводите больше мероприятий, чем Дима Билан даёт концертов в вашем городе.
Фотография на обложке: lacrown / Flickr