28 ноября 2017 года в 12:09

Почему эджайл вам не подходит. Вам тоже. И вам

— объясняет специалист по скраму Алексей Пименов

Почему эджайл вам не подходит. Вам тоже. И вам

Все слышали это слово, но что такое «эджайл», до конца понимают единицы. Если совсем просто: эджайл — система ценностей, в рамках которой компания находится в постоянном взаимодействии с заказчиком на всех этапах создания продукта. Когда результаты выдаются заказчику не постфактум, а на каждом этапе, скорость разработки и отдача должны расти. Вносить корректировки в таком формате работы легче, а значит продукт становится более гибким и больше соответствует запросам рынка в конкретный момент. Звучит красиво. Жаль только, что на практике работает не всегда. Вокруг эджайла сложилось слишком много мифов. Мне не терпится их развеять.  

Миф 1. Эджайл поможет создать продукт, который выстрелит

 Когда эджайл внедряется только в разработку и не затрагивает бизнес-процессы, компания начинает производить очень быстро. Правда, не то, что нужно клиенту. Если принципы работы сотрудников разных направлений всё ещё разнятся, это погасит инициативу. Результат: корпоративная культура съест эджайл на завтрак. И даже если вы собрали заточенную на эджайл команду, но при этом неправильно определили продукт компании, к успеху вы не придёте. Ведь первая проблема, которую он призван решить — это коммуникация между теми людьми, которые придумывают продуктовые идеи, и теми, кто их реализует.  

Миф 2. Эджайл научит управлять компанией

 Эджайл не даст ответа на то, как нам управлять компанией. Это лишь формат организации работы. Глупо надеяться, что он решит финансовый вопрос или улучшит общение к команде, если в ней есть место опрометчивым управленческим решениям или избыточному микроконтролю. Хороший пример - Nokia. Культура компании строилась на классическом эджайле, а формат работы был эталонным скрамом (формат гибкой разработки). Компанию ставили в пример, даже появился Nokia Scrumbutt Test — тест, который показывает, насколько точен и органичен ваш скрам. Но что мы видим теперь? Ни эджайл, ни скрам не спасли Nokia от катастрофической потери позиций. Стратегически неверные решения убили компанию. Если вы чувствуете, что в компании что-то идёт не так — сначала сводите её на диагностику к врачу, а не бросайтесь на модные лекарства. 

Миф 3. Эджайл поможет вам с операционной деятельностью

 Эджайл имеет смысл применять лишь в той части компании, где занимаются разработкой новых продуктов. А вот на операционную деятельность эджайл ложится плохо. В любой компании существуют так называемые цепочки создания ценности. Это последовательность определённых работ, которая от постановки проблемы к готовому продукту постоянно увеличивает клиентскую ценность работы. Если какой-то департамент или отдел находится в цепочке создания ценностей — значит, им в эджайл-команде есть место. Если подразделение выполняет обеспечивающую функцию, - то нет. В условной кофейне эджайл можно применить при работе закупщиков, обжарщиков кофе, бариста, но не бухгалтеров, которые лишь “сопровождают” основной процесс. Конечно, есть пример компании «Кнопка», которая является сервисом по аутсорсингу бухгалтерии и при этом постоянно говорит про эджайл. Здесь «Кнопка» — исключение, которое подтверждает правило. Но лишь потому, что её операционная деятельность — бухгалтерия — лежит в цепочке создания ценностей. При этом бухгалтеры «Кнопки», которые ценностей не создают, работать по эджайлу не смогут. 

Миф 4. Можно сделать любого сотрудника эджайл

 Руководитель компании одержим вопросом «Как бы мне в мою культуру влить вот этот вот эджайл?». Сразу зовут коучей, выделяют пилотную команду из самых “заряженных” людей. Все делается с консультантами и тестируется на самых мотивированных сотрудниках. Производится правильное обучение, организуются правильный старт и сопровождение проекта. Пилот просто обречён на успех. И вот компания уже делает второй пилот, третий пилот; появляется ощущение, что дальше сотрудники смогут сами. Но на последних стадиях внедрения оказывается, что в команде есть люди с низкой мотивацией, которым «на этот ваш эджайл», мягко говоря, плевать. Приходится тратить дополнительные средства на коучей. Вместо этого разумнее и легче сразу сказать: «Нет, вот этих людей мы не привлекаем». Потому что формально насадить концепцию можно, но заставить сотрудников принять её силой - бессмысленно. Сказали, что надо работать итерациями? Значит, работаем итерациями. Сказали, что надо работать в командах — работаем в командах. Принятия и погружения в концепцию при этом нет. Наконец, самое важное, что вам нужно понять про эджайл: он не самоцель. Наладить понимание в команде и придумать крутой продукт вы должны сами, эджайл лишь поможет работать быстрее.

Самые важные новости и лучшие тексты «Секрета фирмы» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Обсудить ()
Новости партнеров