Планируете изменить мир? Начните помогать сообществу рядом с вами
Как стать филантропом и принести настоящую пользуСоздавать свои фонды и отдавать часть прибыли компаний на нужды общества одним из первых IT-предпринимателей начал Билл Гейтс — вместе с женой Мелиндой он основал Bill and Melinda Gates Foundation в 2000 году. В это время Гейтсу было уже 44 года, он как раз решил покинуть пост CEO в Microsoft и сосредоточиться на других задачах, в том числе филантропии.
Понятная история: успешный предприниматель за долгие годы труда нажил большое состояние, с возрастом у него появились мысли о смысле, справедливости, ответственности перед миром. Он отстранился от своей роли в бизнесе и начал помогать бедным.
Сегодня мы видим рождение нового поколения социально ответственных предпринимателей. Это, как правило, достаточно молодые — около 40 и младше — айтишники, деятели диджитала. Они привыкли менять мир своими продуктами, социальная ответственность уже зашита в структуру их бизнеса. И их подход к благотворительности — это просто продолжение их работы.
Социальная ответственность для поколения Марка Цукерберга и Илона Маска — возможность внедрить новые технологии, ввести программы, которые позволят большему количеству людей присоединиться к всеобщей диджитализации (и тем самым улучшить свою жизнь).
Главный филантроп нашего времени — Марк Цукерберг. После рождения первой дочери в 2015 году он пообещал отдать 99% своей доли в Facebook — на тот момент компания оценивались в $45 млрд — на благотворительность. Цукерберг сдержал слово: вместе с женой Присциллой Чан он создал фонд Chan Zuckerberg Initiative, в уставной капитал которого должна в будущем войти большая часть его акций социальной сети. В 2017 году пожертвования в Chan Zuckerberg Initiative заняли второе место в мире после Bill and Melinda Gates Foundation и составили $1,9 млрд.
В описании Chan Zuckerberg Initiative говорится, что это благотворительная организация нового типа — чтобы менять мир, она продвигает современные технологии. Например, $30 млн пойдёт на разработку приложения, которое поможет детям и взрослым с дислексией. Ещё $50 млн было вложено в индийское обучающее приложение, $24 млн — в подготовку разработчиков из Африки.
Лорен Пауэлл Джобс, бизнесвумен и вдова Стива Джобса, основала фонд Emerson Collective. Её подход к социальной ответственности называют «филантрокапитализмом»: продолжая делать полезные для мира дела и вкладываясь в благотворительные инициативы, она не забывает о выручке. Компания выделила $100 млн на развитие AltSchool — проекта экс-сотрудника Google Макса Вентильи. Он открыл сеть частных школ, которые известны Индивидуальным подходом к каждому ученику, используют новые технологии и помогают детям лучше усваивать программу. Кроме того, Emerson Collective вложилась в платформу с онлайн-курсами Udacity ($105 млн), а также недавно инвестировала в компанию Ellevation, разрабатывающую удобный софт для преподавателей английского.
Как занимаются благотворительностью в России
В России доходы бизнеса не так велики, и на благотворительность компании тратят в разы меньше, но хорошие инициативы появляются. IT-гигант Mail.Ru, например, запустил проект «Добро»: это площадка, на которой собирают целевые пожертвования в помощь взрослым и детям с тяжёлыми болезнями, а также животным. Компания использует свой ресурс, чтобы привлечь небольшие взносы от большого количества неравнодушных людей и спасти много жизней.
У соцсети «ВКонтакте», которая принадлежит Mail.Ru, есть целое подразделение «Благотворительность "ВКонтакте"». Здесь некоммерческие организации могут подать заявку на помощь в продвижении своего сообщества.
Но что делать тем небольшим и средним компаниям, у которых нет ресурсов уровня Mail.Ru?
Я не визионер, как Илон Маск, и не предприниматель-вундеркинд, как Марк Цукерберг. Но я могу взглянуть на социальную ответственность со своей позиции и определить приоритеты. Мне близка теория малых дел: не у всех есть миллионы на то, чтобы менять целые индустрии, но каждый может помочь небольшим вкладом в то, что для него важно. Я вижу, что всё больше IT-компаний в России думают так же — и развивают социальную ответственность своего бизнеса в этом направлении.
Я предлагаю идти от потребностей местных сообществ. Вы основатель бизнеса и регулярно волонтёрите в районном приюте для собак? У вашего финансового директора ребёнок с синдромом Дауна? Ваш сосед вырос в интернате под Подольском? Не игнорируйте эти знаки, помогайте там, где можете быть полезны — можно перечислять часть прибыли в приют, интернат или в фонд «Даунсайд Ап».
Вы можете попробовать внести свой вклад в благотворительность по примеру четы Цукербергов, но на своём уровне.
Например, несколько айтишников, которые работали в Moscow Coding School, решили делать курсы по программированию для школьников из провинции. Начали с Воткинска — родного города одного из участников команды, а затем поехали и по другим городам и сёлам. Так появился социальный проект «Кружок» — ребята в течение года периодически посещают школы в разных уголках России и бесплатно обучают детей основам программирования.
Диджитал-агентство ADICT — команда из Иркутска, которая создаёт интернет-проекты для клиентов по всему миру: от иркутских компаний до Сбербанка и Valio. Девиз ребят — «Живём и работаем на Байкале». И их социальная ответственность связана с родным озером: они создают диджитал-стратегии для ресурсов, привлекающих внимание к проблемам Байкала, и сами выходят на берег озера собирать мусор и высаживать новые деревья.
Я в детстве работала в летнем лагере со слепоглухонемыми детьми, которые приезжали из интернатов, и видела, как мало у них возможностей. Потом, учась в школе, организовывала выезд в театр детей из детских домов. Став собственником бизнеса, я решила перечислять 2% от всех проданных лицензий на CRM-системы в благотворительный фонд «Отказники». Миссия фонда — сделать так, чтобы каждый ребёнок жил в семье. Пока ежемесячно получается небольшая сумма, от 13 000 до 20 000 рублей. Но мы растём, увеличиваем обороты, и потому сможем выделять больше на помощь детям.
Считаете, что такие маленькие шаги — капля в море и ничего не изменят? Не соглашусь.
Сотни, тысячи таких «маленьких шагов» от малого и среднего бизнеса сделают для благосостояния общества не меньше, чем миллиарды Цукерберга. По крайней мере в краткосрочной перспективе. Чтобы бедные дети захотели учиться кодить, нужно для начала накормить их, вылечить и обучить математике.
Оставьте компаниям-гигантам стремление менять мир — и начните, как ни банально, с себя и своего окружения.
Когда в руках есть миллиарды долларов, кажется возможным решить какую-нибудь глобальную проблему: например, победить неграмотность в мире или найти лекарство от рака. Но структурные ошибки общества нельзя исправить, пока люди страдают от бедности, голода и социального неравенства. И именно поэтому начинать нужно с проблем небольших сообществ, которые находятся рядом с вами. Оглянитесь вокруг: может, именно там находятся люди, которым нужна ваша помощь?
Фотография на обложке: Pascal Deloche / Godong
Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.