Артур Кузяков. Как раскрутить софт при помощи пиратов
Истории DriverPack, Reactive Phone и AIMPКогда мы были небольшим малоизвестным стартапом, важнейшую роль в популяризации нашего продукта (мы делаем софт для автоматической установки драйверов) сыграли пираты, которые оказались идеальными дистрибуторами – одними из первых разглядели потенциал программы, стали записывать её на CD и продавать по всей стране. Разумеется, никому не пришло в голову поделиться с нами доходами, но именно так у нас появились первые сотни тысяч пользователей. а
Когда мы были небольшим малоизвестным стартапом, важнейшую роль в популяризации нашего продукта (мы делаем софт для автоматической установки драйверов) сыграли пираты, которые оказались идеальными дистрибуторами — одними из первых разглядели потенциал программы, стали записывать её на CD и продавать по всей стране. Разумеется, никому не пришло в голову поделиться с нами доходами, но именно так у нас появились первые сотни тысяч пользователей.
Сегодня у нас самая большая база драйверов в мире, которая переведена на 45 языков и работает на компьютерах более чем у 40 млн человек. Хотя мы сами активно распространяем продукт по всем доступным каналам (это SEO, реклама, PR, а также наше сообщество сисадминов), 25–30% трафика нам по-прежнему помогают привлекать пираты. Эпоха пиратских дисков, понятно, давно закончилась, но наша программа есть почти на всех российских торрент-трекерах (особенно лестно, что наш продукт висит и на главной странице torrnado.ru, который принадлежит «царю российского интернета» Герману Клименко). Еженедельно они дают нам сотни тысяч загрузок.
Многие разработчики и правообладатели никогда не признаются, что хотя бы отчасти они обязаны своим успехом именно пиратам, но мы совсем не боимся такого сотрудничества. Распространением наших продуктов может заниматься кто угодно. Мы будем только рады.
Как выяснилось, мой опыт не уникален. Когда я общался с главами компаний Reactive Phone и AIMP, они также признались, что пиратские сайты очень неплохо раскрутили их программное обеспечение.
Иван Семёнов, генеральный директор Reactive Phone, рассказывает, что его первый проект, «Экзамен ПДД», стал первым в России мобильным приложением для подготовки к экзамену в ГИБДД. Программа вышла в 2008 году, её выложили в Сеть, и благодаря своей уникальности за несколько дней она набрала первые несколько тысяч скачиваний. Это сразу же заметили администраторы пиратских сайтов и разместили приложение у себя. После этого оно стало по-настоящему известным, руководители компании увидели в нём большой потенциал и решили бросить основные силы именно на разработку программ для автомобилистов. Это решение помогло Reactive Phone достичь планки в 10 млн скачиваний, занять верхние строчки в рейтингах популярных магазинов приложений и получить статус «Лучшего разработчика» в Google Play.
Генеральный директор AIMP Артём Измайлов делится похожей историей. В конце 2000-х он заметил, что релизеры пытаются продавать его бесплатный продукт — популярность музыкального плеера AIMP сразу начала расти, но были и минусы. В интернете появились «репаки» с вирусами и рекламой или с пакетами плагинов, которые мешали нормальной работе программы. Люди ставили пиратскую сборку и получали глючный или просто нерабочий продукт, а затем жаловались разработчику в службу технической поддержки. Разработчикам пришлось искать решение. Программисты написали автообновление, которое исправляло ошибки и баги во всех версиях программы — вне зависимости от того, откуда она была загружена. В итоге компании удалось привлечь более 2,5 млн пользователей, многие из которых узнали о проигрывателе AIMP на любимых пиратских сайтах.
Таким образом, пираты далеко не всегда вредят производителям контента. И вообще, они, вопреки расхожему мнению, совершенно необязательно распространяют только лишь нелегальный контент. Их сайты — это в первую очередь удобные площадки, на которых каждый может найти то, что ему нужно. Благодаря большому активному сообществу пользователей они качественно ранжируют раздачи — с первого взгляда на ветку и комментарии в ней можно определить, заслуживает ли она внимания. Исход войны, которую пиратским сайтам объявил Роскомнадзор, пока не очевиден, и, пока это так, для производителей бесплатного контента они остаются одним из самых эффективных каналов продвижения.
Фотография на обложке: Евгений Стецко / Fotoimedia / TASS