secretmag.ru
Опубликовано 15 июля 2016, 05:13

Оскар Хартманн. Я опять запускаю новый бизнес, но на этом всё

Лебединая песня вечного стартапера

Я создал более 20 компаний и уже после появления первых по-настоящему успешных проектов перестал мечтать о новом бизнесе. Захотелось сосредоточиться на уже работающих компаниях, уделять больше времени воспитанию троих детей. Готовясь уйти на заслуженный отдых, в прошлом году я вложился в сервис для инвестиций в коммерческую недвижимость Aktivo. Решение было принято, но я опять не смог сдержаться и запускаю новый проект. Но этот уже точно последний.

Оскар Хартманн. Я опять запускаю новый бизнес, но на этом всё

Я создал более 20 компаний и уже после появления первых по-настоящему успешных проектов перестал мечтать о новом бизнесе. Захотелось сосредоточиться на уже работающих компаниях, уделять больше времени воспитанию троих детей. Готовясь уйти на заслуженный отдых, в прошлом году я вложился в сервис для инвестиций в коммерческую недвижимость Aktivo. Решение было принято, но я опять не смог сдержаться и запускаю новый проект. Но этот уже точно последний.

Как это часто бывает, идея нашла меня сама. Недавно моя жена взяла машину и поехала в сервис, где за пустяковую работу ей выставили счёт на 78 000 рублей. Мне показалось, это многовато, и я поехал к тем же автомеханикам. И что бы вы думали? За аналогичную работу мне предложили заплатить всего 7000 рублей. Я был просто взбешён и решил, что проблему нужно решать. Я вдруг обнаружил, что есть гигантский рынок автосервисов, где маржа не просто в два-три раза выше, чем в торговле новыми машинами, но ещё и чёрт знает что творится.

Совсем недавно рынков, устроенных по такому же странному принципу (теперь я называю его «от 7000 до 78 000»), в России было много. Так работали и таксисты, и продавцы недвижимости, и агентства по сдаче недвижимости в аренду, и гостиницы. Все они изменились благодаря агрегатам. Мы больше не ловим на улице «бомбил» и не обзваниваем таксопарки в поисках тарифа подешевле — у каждого в телефоне есть Uber или «Яндекс.Такси».

Я подумал, почему всякий раз, когда мне нужно отремонтировать машину, приходится искать автосервис подешевле, самому становиться специалистом по запчастям, сравнивать стоимость работ или вообще, как в советские времена, искать знакомого механика? Уберизация должна была прийти на рынок автосервисов, и я очень рад, что именно мы возглавим этот тренд с проектом CarFix, сервисом, который поможет автовладельцам чинить машины по прозрачным ценам.

Эффект «от 7000 до 78 000» — лишь первая эмоция, после которой у хорошего предпринимателя должен сработать рефлекс. Любую идею нужно проверить на простых цифрах. Я это, разумеется, сделал, и вот что получается. Какой российский рынок ни возьми, он должен быть меньше, чем аналогичный рынок в США или любой другой более развитой и более крупной экономике. Население у нас в два раза меньше, ВВП — в десять раз. К примеру, американский рынок штанов для йоги больше российского в 500 раз (я проверил). Но с рынком авторемонтных услуг совсем другая история — он всего лишь в пять раз меньше, чем в Америке.

В Германии самый популярный сайт, посвящённый автосервису, — на 750-м месте по посещаемости. То же самое в США и Японии. Российский же магазин автозапчастей Exist не просто входит в топ-50 самых популярных сайтов Рунета — это вообще самый посещаемый сайт по автосервису в мире. Или люди в России обожают ремонтировать свои машины, или — что, согласитесь, более вероятно, — у них просто нет другого выхода. В общем, российские автомеханики просто напрашивались на то, чтобы кто-то организовал их работу по примеру рынка такси.

Как я уже сказал выше, чтобы найти нишу для нового проекта, достаточно лишь оглянуться по сторонам. В кризис 2007–2010 годов я запустил KupiVIP. Расчёт был на то, что, потеряв в доходах, люди постараются сохранить статус и качество жизни. Та же логика лежит в основе другого моего проекта — CarPrice. Ещё пару лет назад о подержанных машинах никто и думать не хотел, но потом возникла «новая реальность» и весь рынок переориентировался именно на авто с пробегом. В тучные годы эти модели не умирают — начинает работать эффект узнаваемости, да и экономить люди любят независимо от толщины их кошельков.

Но удачная идея — это только начало. Чтобы построить эффективную систему, которая будет стабильно зарабатывать, требуются годы — семь-восемь, а то и все десять лет. Реализовать хотя бы один большой и успешный проект — это не то же самое, что открыть десяток интернет-магазинов по продаже чего-нибудь вроде штанов для йоги. У меня больших проектов теперь более чем достаточно, и в ближайшие десять лет мне есть чем заняться помимо воспитания троих детей. Кроме того, отпущенный мне лимит успешных идей я, боюсь, уже исчерпал. Пускай CarFix станет моим последним крупным проектом.

Фотография на обложке: Flickr / Official U.S. Navy Page / CC BY-SA 3.0