secretmag.ru
Опубликовано 16 февраля 2016, 08:00

Игорь Сулькис. Какие возможности для бизнеса открыл кризис

Кому на Руси жить хорошо

Психологи говорят, что к любой новой ситуации человек привыкает за полгода или за год. Если это так, шок от девальвации и быстрого снижения платежеспособности либо либо уже прошёл, либо вот-вот пройдёт. А возможности, которые возникли в результате краха экономики, остаются. Глупо ими не воспользоваться.

Игорь Сулькис. Какие возможности для бизнеса открыл кризис

Психологи говорят, что к любой новой ситуации человек привыкает за полгода или за год. Если это так, шок от девальвации и быстрого снижения платёжеспособности либо уже прошёл, либо вот-вот пройдёт. А возможности, которые возникли в результате краха экономики, остаются. Глупо ими не воспользоваться. Давайте сопоставим плюсы и минусы, посмотрим, что в сухом остатке и как может выглядеть стратегия, которая способна привести к успеху.

Начну с минусов. Жизненный уровень опустился. Даже по сравнению с чехами, испанцами или прибалтам мы стали объективно беднее. Резко снижаются объёмы продаж машин, квартир, сокращается количество зарубежных поездок. Предприятия корректируют планы развития, увольняют сотрудников, сокращают рабочую неделю. Увеличивается количество вакантных площадей в офисных и торговых центрах, замораживаются новые проекты. Кредиты теперь не просто дороже, но ещё и менее доступны. Банки лишаются лицензий один за другим, заставляя дрожать вкладчиков. Возникли ограничения по поставке заграничных технологий и комплектующих (это связано как с их валютной стоимостью, так и с реальными ограничениями формального и неформального санкционного характера). В общем, беда.

Теперь посмотрим на плюсы. Практически все ключевые ресурсы — труд, сырьё, энергия, транспорт — стоят заметно дешевле, чем раньше (если считать в долларах). На выбор предлагаются промышленные площадки, высококлассные офисные помещения. Легче и дешевле подбирать качественных специалистов. Невероятно повезло тем предприятиям, которые до девальвации успели обновить основные фонды и теперь могут безболезненно расширять объёмы производства. Просела покупательная способность населения, но кардинально сократился импорт и появились отличные шансы на экспорт широчайшего спектра товаров — от металлоизделий до нефтехимии (это, конечно, не будет длиться вечно, но сейчас такая возможность есть).

Что в остатке? Есть всего несколько лет для развития бизнеса, выстраивания новых цепочек создания стоимости, поиска новых рынков сбыта. Энергичные, умелые, способные бороться со своими и чужими стереотипами предприниматели имеют все шансы для экспансии как на внутреннем рынке, так и на внешних.

А теперь универсальные советы, которые помогут предпринимателю превратить общий кризис в личный успех.

  1. Всё внимание — на рынок. Тотальная инвентаризация возможностей. Ситуация так сильно изменилась, что нужен свежий взгляд на себя, своё предприятие, линейку продукции и потребителей. Может статься, что ещё вчера вы закупали изделие А во Вьетнаме, а сегодня можно производить его здесь и продавать в Китай или же вытеснять вьетнамского производителя с рынков Европы. Качество не идеально? Да и чёрт с ним — зато дёшево. А качество постепенно улучшите.

  2. Торгуйтесь за всё и со всеми, ведите себя как скупой рыцарь на восточном базаре. Ситуация тяжёлая, и стремление сокращать издержки всеми воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Так что требуйте от поставщиков скидок и отсрочек платежей, формируйте задолженность перед контрагентами (к примеру, энергетиками). Но важно, конечно, не переборщить — люди могут потерять терпение и затеять судебные процессы (вплоть до банкротства), а вам это ни к чему.

  3. Есть вещь, на которой нельзя экономить ни в коем случае. Это ключевой персонал — особенно производственники и сбытовики. Один в поле не воин, и надёжная команда — залог долгосрочного успеха. Систему мотивации надо максимально заточить на поиск работниками новых возможностей для зарабатывания и экономии. Идеально, когда менеджеры действуют так, будто они предприниматели, работают на коммерческий результат.

  4. Денег в стране вроде бы уже нет, но Минпром, Минсельхоз, другие ведомства и региональные власти всё ещё имеют механизмы поддержки импортозамещения, занятости и т. п. Они могут субсидировать ставки по кредитам, выступать поручителями и даже предоставлять «живое» госфинансирование. Многие из принципа не смотрят в эту сторону — мол, помогают только блатным. Не только. Помогают и тем, кто действительно хочет получить помощь и последовательно проходит все бюрократические инстанции, готовит правильные документы. Из-за льготного кредита можно и пооббивать пороги ведомств. Попробуйте также найти поддержку в каких-нибудь государственных бизнес-инкубаторах, технопарках или фондах — дополнительные ресурсы не бывают лишними.

  5. И ещё раз про деньги. Жить-то вам хорошо и богато сразу не получится, поэтому важно минимизировать траты на основные средства — лучше аренда и лизинг (недвижимости, оборудования, транспорта). Определите, что вы будете делать сами, а что сможете получить на стороне (аутсорсинг может упростить ваш бизнес и резко сократить потребность в капитале).

  6. О важности картельных сговоров и поиске партнёров. Как ни любят теоретики-экономисты поговорить о пользе конкуренции, но мы-то понимаем, что в реальности каждый хочет устроить свою пусть маленькую, но реальную монополию. Понятное и простительное желание. Поэтому имеет смысл попробовать собрать неформальную (а может, и вполне официальную) ассоциацию себе подобных. Вместе дешевле и эффективнее вести закупки, удерживать от падения цены, проводить исследования новых рынков (особенно зарубежных), лоббировать свои интересы в органах власти. Конфликт между своими личными интересами и интересами партнёров неизбежен, но можно попробовать найти точки, где взаимовыгодный компромисс возможен. Антимонопольная служба? Она занимается гигантами вроде РЖД и вас, скорее всего, не увидит.

  7. Крупнейшие российские компании вроде ЛУКОЙЛа, «Норникеля» или «Газпрома» в своей каждодневной деятельности используют оборудование и комплектующие, значительная часть которых ранее покупалась заграницей. Сейчас это дорого, значит, и у российских предприятий появился шанс стать их поставщиками. Это настоящая предпринимательская удача. Добиться этого самостоятельно весьма непросто, но можно попробовать заручиться поддержкой местных властей. Это серьёзно увеличит вероятность того, что с вами хотя бы поговорят. Дальше — всё в ваших руках.

Фотография на обложке via Shutterstock