Мы поехали в Лас-Вегас и потратили на участие в выставке CES $20 000. Зачем?
— делится создатель роботов PromobotМы всегда хотели однажды поехать в Лас-Вегас на выставку потребительской электроники CES, это культовая выставка, впервые её провели в 1970 году. Именно здесь презентовали CD-диск, звуковую карту, планшет, нетбук и другие привычные сегодня устройства. В этом году на CES приехали 50 000 человек, в выставке приняли участие 3500 компаний, её освещали 3200 СМИ.
Наша компания — крупнейший производитель автономных сервисных роботов на территории России, Северной и Восточной Европы. Наши роботы трудятся в качестве администраторов, промоутеров, хостес в Европе, США и Китае. На CES мы хотели найти новых заказчиков.
Мы всегда хотели однажды поехать в Лас-Вегас на выставку потребительской электроники CES, это культовая выставка, впервые её провели в 1970 году. Именно здесь презентовали CD-диск, звуковую карту, планшет, нетбук и другие привычные сегодня устройства. В этом году на CES приехали 50 000 человек, в выставке приняли участие 3500 компаний, её освещали 3200 журналистов.
Наша компания — крупнейший производитель автономных сервисных роботов на территории России, Северной и Восточной Европы. Наши роботы трудятся в качестве администраторов, промоутеров, хостес в Европе, США и Китае. На CES мы хотели найти новых заказчиков.
Мы несколько раз посещали разные международные отраслевые выставки, но всегда присутствовали там как резиденты «Сколково» или портфельная компания ФРИИ, то есть организацией занимались не сами, получали льготные условия, у нас не болела голова о том, как провести wi-fi к стенду. На CES мы поехали сами, и во всех смыслах многому научились. Теперь хотим поделиться этим опытом.
Стенд
Прежде всего, чтобы стать участником CES, вам нужно подать заявку на официальном сайте. Всё стандартно: вы укажете данные контактного лица, название компании и её специализацию, описание продукта и укажете секцию, в которой хотите выставляться.
Аренда мебели — самая большая статья расходов. Тумба стоит $600 в день, пластиковый стул — $50 в день
При регистрации мы указали павильон Robotics. Там собирались все роботы, которых везли на CES, но к тому времени, как мы подали заявку, в нём уже не было мест. Организаторы пообещали связаться с нами, если будет отменена чья-нибудь бронь, они были очень благожелательны, но помогать не спешили. Несколько раз мы просили предложить нам альтернативы, но получали вежливые отписки. Тогда мы начали звонить по другим номерам, указанным на сайте CES. Позвонили менеджерам по работе с компаниями-участниками, но нам ничего не ответили. Потом стали звонить по общим телефонам и интересоваться, какие вообще секции есть, где остались места. Так мы выяснили, что свободные площади остались в секции аудиосистем для автомобилей и павильоне SmartCity — там должны были быть представлены технические решения для городского ландшафта, системы умных домов, электротранспорт, системы безопасности и системы видеонаблюдения.
Мы попросили забронировать нам место в SmartCity и предоставить счет. Наши роботы трудятся в качестве промоутеров, хостес, музейных гидов в различных местах повышенного скопления людей, таких как кинотеатры, музеи, торговые центры, бизнес центры, так что они являются частью инфраструктуры умных городов. Так мы получили официальное приглашение на CES.
В секции нам предложили забронировать 10 квадратных метров за $4400 или 60 квадратных метров. за $44 000. Мы выбрали меньшую площадь, но, если делегация большая, выгоднее, конечно, занимать много места.
Инфраструктура
После оплаты стенда нам предстояло договориться со всеми поставщиками. На CES нет выставочных менеджеров или интерфейса для бронирования всех необходимых услуг. Заниматься оснащением стенда нужно самостоятельно. От организаторов мы получили перечень ссылок на поставщиков оборудования, их контакты и прейскурант. Сразу предупрежу: цены — высокие. Доступ в интернет на три дня стоит $550, причём это просто стоимость кабеля. Если вам нужен роутер, это плюс $4 000. Электричество на время выставки — $300, каждая дополнительная розетка — ещё $100.
Аренда мебели — самая большая статья расходов. Тумба стоит $600 в день, пластиковый стул — $50 в день. Повторюсь, аренда. В день. Мебель было дешевле купить, но мы опасались потерять время и потому заплатили $735 за аренду тумбы и трёх стульев на три дня выставки. Хотя телевизор для трансляции промо-материалов мы всё-таки купили в соседнем Wallmart за $150. Аренда такого же телевизора обошлась бы нам в $550.
Подсчитав количество заявок на роботов, мы поняли, что сумма потенциальных контрактов составляет около $10 млн
Не забудьте запросить письменное подтверждение сроков предоставления услуг. После оплаты нам никто их не предоставлял, мы запрашивали их сами. Благодаря заключённым письменным гарантиям, мы были спокойны за стенд.
Платное хранение экспонатов
Когда мы впервые пришли на свой стенд, нас уже ждали два ящика с нашими роботами, они прилетели из России на самолёте в специальных кофрах, розетка, мебель и провод интернет-соединения, торчащий из пола.
В конце дня нас попросили упаковать роботов обратно в ящики, наклеить наклейки с номером стенда, после чего погрузчик увёз их в специальное хранилище. В конце выставки нам выставили счёт за хранение. Он составил $ 1000 — четверть от стоимости аренды стенда. Конечно же, нас никто об этом не предупредил. Будьте к этому готовы.
Продвижение стенда
Ещё до выставки в поисковых системах стала появляться контекстная реклама участников CES, а в YouTube появлялась нативная реклама участников и всплывали рекламные приглашения посетить тот или иной стенд.
Когда наши данные появились на сайте в разделе участников, мы начали получали письма с предложениями услуг продвижения по несколько раз в день. Писали американские маркетинговые агентства, которые обещали освещение в СМИ и кучу телекамер. Администрация CES предлагала партнёрские пакеты, обеспечивающие охват и трафик.
Цена таких услуг начинается от $10 000. Качество и результаты мы никак проверить не могли, потому решили обойтись собственными силами.
В личном кабинете участника выставки есть раздел Medialist. Это база всех аккредитованных СМИ и журналистов, более 3 200 корреспондентов со всего мира, среди которых были контакты FoxNews, TechCrunch, The Guardian и многие другие. У каждого были указаны имя, e-mail, ссылки в социальных сетях и даже мобильный телефон. По этой базе мы рассылали приглашения на наш стенд с описанием продукта и компании. Когда мы видели человека с бейджем «Пресса» или операторов с камерами, просто звали их на стенд и показывали робота. Про Промобота рассказали в WSJ и в ряде других СМИ.
Стоит отметить, что нам повезло с расположением. На CES было всего три места, где производилась регистрация участников. Одно из них — в нашем павильоне SmartCity, другое — рядом с нашим павильоном, около стендов Google, Hyperloop и других больших компаний. Гигантский поток посетителей постоянно проходил через наш павильон. Это тоже сыграло нам на руку.
Полиграфия
Все промо-материалы мы подготовили в России и везли их в багаже. Багаж потерялся. Мы остались без всего, и нам пришлось заново заказывать буклеты, но уже в США. В одном из миллиона писем с предложениями от партнёров мы нашли контакты типографии. Нам очень повезло, что её учредителями оказались эмигранты из России. Они вошли в положение и уже вечером того же дня у нас были все материалы. Получилось дороже, чем печатать в России, но дешевле, чем в других типографиях в Лас-Вегасе.
Если хотите сэкономить — печатайте в России, если хотите избежать рисков — вам в типографии США.
Ещё пара лайфхаков:
Заявка на участие в выставке должна быть подана не позднее июня, иначе может не повезти с расположением.
Выбирайте стенд в центре зала, так как трафик здесь больше, чем на входе или выходе.
Вы можете не приобретать спонсорские пакеты, если знаете, как привлечь внимание к своему стенду.
Приезжайте заранее, чтобы успеть найти выход из всех непредвиденных ситуаций.
Подготовьте договоры о намерениях, закрепляйте интерес к вашей продукции письменно. В этом случае вероятность того, что контрагент в последствии подпишет с вами реальный контакт, повышается вдвое.
Результат
На участие в CES мы потратили $20 000 и, в целом, остались довольны. Подсчитав количество заявок на роботов, мы поняли, что сумма потенциальных контрактов составляет около $10 млн. Конечно, нам предстоит длительный этап заключения договоров и согласования условий поставки, но, если хотя бы 10% из заявленного будет реализовано, CES для нас окажется очень эффективным мероприятием.
В своем блоге мы публикуем дневники Promobot на CES, где рассказываем о сложностях, с которыми сталкивались, а также готовы ответить на ваши вопросы и помочь советом с организацией участия в выставке.
Фотография на обложке: Justin Sullivan / Getty Images