Мы научили 3000 студентов предпринимательству, они открыли 760 проектов
— рассказывает Маргарита ЗобнинаЯ стала преподавать маркетинг и менеджмент инноваций параллельно с основной работой сразу после получения диплома. Сначала на экономическом факультете МГУ, затем на факультете менеджмента ВШЭ. 90% времени преподавателя уходит на трансляцию студентам теории, которую они могут прочитать и сами. Поэтому я дополняла курсы проектами: студенты делали маркетинговые планы и стратегии для инновационных проектов.
Сразу после получения диплома я стала преподавать маркетинг и менеджмент инноваций. Сначала на экономическом факультете МГУ, затем на факультете менеджмента ВШЭ. Теоретические курсы я дополняла проектами: студенты делали маркетинговые планы и стратегии для инновационных проектов.
Несколько лет назад ФРИИ пригласил меня исследовать венчурный рынок и анализировать заявки стартапов в акселератор. Каждый второй говорил, что его целевая аудитория — все люди, конкурентов нет, и не мог сформулировать ценностное предложение. Увидев это, я сочинила курс для обучения студентов предпринимательству. Через него прошли уже 3000 студентов по всей стране, а в новом учебном году его будут читать в 131 вузе.
Как учим
Наш курс бесплатный, длится один семестр и бывает обязательным или факультативным. Идеальный вариант — межфакультетский учебный курс. Это прекрасный шанс для айтишников встретиться с маркетологами. Профессиональный состав студентов разнообразен — от политологов до искусствоведов.
На первом занятии преподаватель честно предупреждает студентов, что работы будет много. Стартап — это практически круглосуточная занятость. Все студенты получают ссылку на регистрацию в нашей платформе с видеолекциями. Обучение идёт по модели «перевёрнутого класса»: теорию студенты слушают дома, а на занятии представляют, что сделали за прошедшее время.
Программа в корне отличается от традиционных курсов тем, что за время обучения студенты не в теории, а на практике создают собственные стартапы. Около 40% из них приходят с уже готовой идеей. Другим помогают наши видеолекции с рекомендациями: например, задействовать дизайн-мышление — изучить проблемы потребителей и придумать продукт. Или соединить между собой объекты, которые не имеют очевидной взаимосвязи, и посмотреть, что выйдет. Найти новое применение существующим вещам. В конце концов, придумать идею на основе технологических или потребительских трендов.
Дальше идеи поступают на ярмарку. Студенты убеждают сокурсников, что именно их задумка самая интересная и перспективная, и собирают команду. Затем всё как у взрослых: поиск целевой аудитории, ценностного предложения, customer development, анализ рынка и конкурентов, создание MVP, проработка бизнес-модели. На каждом занятии студенты получают обратную связь от преподавателей.
Практически в каждой группе студенты хотят сделать сервис с экскурсиями и онлайн-маршрутами по региональным достопримечательностям. Другие типовые идеи — доставка кальянов и сервисы по сбору команд для игры в футбол.
Финальный экзамен — питч перед инвестором, в роли которого выступает преподаватель. Иногда выступает лишь один фаундер, иногда — вся команда. Мы рекомендуем приглашать на экзамен представителей местных бизнес-инкубаторов, стартап-сообществ и институтов развития.
Главный результат обучения — по итогам курса студенческие команды имеют протестированный продукт с доказанным спросом, презентацию для инвесторов и отрепетированный питч. То есть могут продолжать бизнес дальше, официально зарегистрировав юрлицо. Что многие и делают.
Что это даёт
Некоторые зарабатывают на своих решениях уже во время учёбы. Например, студенты пермской ВШЭ придумали онлайн-сообщество для продажи и перепродажи брендовых вещей theMarket. Ещё до экзамена они вышли на ежедневную выручку в 20 000 рублей. Затем они попали в заочный акселератор ФРИИ. Другая студентка открыла онлайн-конструктор платьев. Только во время курса она напродавала их на 120 000 рублей.
Мы обучили 307 преподавателей из 131 вуза. Через курс прошло более 3000 студентов, которые создали 760 бизнесов. Уже в первый год студенческие проекты начали поступать в заочный акселератор. Около четверти всех команд развивают своё дело и после прохождения курса. Есть даже первый экзит: студент ВШЭ разработал приложение для обучения игре на музыкальных инструментах и подался с ним в парижский акселератор. А на одной из европейских конференций познакомился с главным игроком в этой нише и продал ему свой стартап.
Откуда берём преподавателей
Каждый год российские вузы выдают 700 000 дипломов. Чтобы охватить курсом максимальную аудиторию, нужно было построить масштабируемую систему — не читать курс самостоятельно, а обучать преподавателей. Для этого есть несколько способов. Мы рассылаем ректорам презентации о курсе — если им интересно, они сами выделяют ответственного преподавателя. Вербуем учителей на образовательных конференциях. Работает сарафанное радио. О курсе рассказывают друг другу преподаватели и участники предпринимательских экосистем. Например, так нас нашла корпорация развития Архангельской области.
Сначала мы отправляем преподавателю все материалы и видеолекции, даём доступ к интерактивной платформе и рекомендуем самим пройти курс. Потом они приезжают к нам на трёхдневное обучение, по итогам которого получают 260-страничную методичку. Такие образовательные сессии мы проводим раз в два месяца. От каждого вуза приезжают два-три преподавателя. Средняя численность группы — 30 человек. Казалось, что люди с бизнес-опытом должны преподавать лучше, но на самом деле это не так. Часто предпринимательский опыт даже мешает: вместо обратной связи они делятся с ними своим, часто нерелевантным опытом.
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.
Редакция «Секрета фирмы» не несёт ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. И не рекомендует использовать эту информацию в качестве единственного источника при принятии инвестиционного решения.