Артём Кумпель. Почему у Microsoft и LinkedIn всё сложится
Это по любвиВ понедельник новость о том, что Microsoft покупает деловую соцсеть LinkedIn затмила даже новости с конференции Apple (WWDC 2016 — прим. «Секрета») и спровоцировала разговоры о новом буме слияний и поглощений в технологической отрасли. Стороны разделились: одни считают, что теперь у LinkedIn нет будущего. Другие — что такая сделка пойдёт на пользу обеим компаниям.
В понедельник новость о том, что Microsoft покупает деловую соцсеть LinkedIn затмила даже новости с конференции Apple (WWDC 2016 — прим. «Секрета») и спровоцировала разговоры о новом буме слияний и поглощений в технологической отрасли. Стороны разделились: одни считают, что теперь у LinkedIn нет будущего. Другие — что такая сделка пойдёт на пользу обеим компаниям.
Если посмотреть на прошлые покупки Microsoft, будущее LinkedIn и правда выглядит не оптимистично. Одной из самых значимых приобретений IT-компании стало приобретение Skype за $8,5 млрд в 2011 году. После этого VoIP-сервис стал развиваться очень медленно, расстраивал пользователей техническими сбоями и не использовал возможностей для активного роста. Время было упущено, другие мессенджеры активно захватывают рынок, хотя Skype всё ещё остаётся большим игроком c 300 млн пользователями.
Другая сделка Microsoft — покупка Nokia за 5,4 млрд евро в 2014-м — обернулась провалом. Сегодня большая часть мобильного бизнеса Nokia закрыта, а многие сотрудники уволены. В 2012 году Microsoft купила соцсеть для корпоративных клиентов Yammer, об её успехах ничего не слышно. Известно, что сервис интегрировали с облачной платформой Office 365.
Правда, были у Microsoft и удачные приобретения — например, покупка шведской компании Mojang, производителя одной из самых известных игр Minecraft. Она развивается внутри Microsoft, на днях был знаковый анонс об объединении всех игровых платформ в единую экосистему. Это позволит фанатам Minecraft играть вместе пользователям Xbox, PlayStation и iOS.
Большинство экспертов настроены критически по отношению к крупнейшей сделке в истории Microsoft – покупке деловой соцсети LinkedIn. Многие говорят о завышенной цене, международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service решило пересмотреть рейтинг Microsoft из-за высокого риска, связанного с этой покупкой. IT корпорация заплатит за социальную сеть наличными на 49,5% больше стоимости акций LinkedIn на момент закрытия торгов на бирже в минувшую пятницу. При этом социальная сеть остаётся до сих пор убыточной, несмотря на выручку $3,2 млрд в 2015 году.
Несмотря на невысокие финансовые показатели, LinkedIn — крупнейшая в мире соцсеть профессиональных контактов. Это более 433 млн зарегистрированных пользователей, из которых более 2 млн — платящие. Получается, что Microsoft заплатила чуть больше $60 за каждого пользователя соцcети. По итогам сделки компания оценивает потенциальный объём рынка для работы с LinkedIn в $315 млрд, полагаясь на расчёты IDC, Gartner и других аналитических агентств.
Во-первых, Microsoft сможет создать глобальную CRM — экосистему с Microsoft Dynamics и LinkedIn. Программный пакет Microsoft Dynamics приносит около $2,5 млрд выручки в год. В связке с соцсетью Microsoft сможет соперничать с крупнейшим разработчиком CRM-системы SalesForce.
Во-вторых, компания получит большие возможности для работы с данными пользователей (data enrichment), что повысит ценность CRM. С большой базой качественных контактов LinkedIn (это часто успешные предприниматели и инвесторы), CRM сможет делать достаточно точные предположения: кто принимает решения в компании, кто из сотрудников покинул компанию или с кем нужно наладить партнёрские отношения.
LinkedIn можно интегрировать с календарём и виртуальным голосовым помощником Cortana. Каждое утро человек может получать детализацию по своим планам на день. Например, так: «Следующая встреча у вас с Андреем из ABBYY. Кстати, вы с ним учились в одном университете и посещали одинаковые курсы, у вас 8 общих коллег». Согласитесь, это удобно и поможет значительно сэкономить время на подготовку к встрече.
Интеграция календаря и персонализированной новостной ленты позволит увеличить вовлеченность пользователей в соцсеть. Например, пользователь сможет получать уведомления о будущих встречах из Outlook в ленту новостей в LinkedIn.
У Microsoft есть 1,2 млрд пользователей Office, но нет доступа к подробному социальному графу. База в 433 млн пользователей LinkedIn — ещё один канал для продвижения продуктов Microsoft, который может помочь с таргетированием рекламы.
Подводя итог, я думаю, что приобретение соцсети позволит Microsoft получить доступ к качественной аудитории социальной сети и интегрировать множество полезных данных в бизнес-сервисы.