08 августа 2017 года в 08:22

Любая женщина сможет преуспеть в «мужском» бизнесе, если не испугается

— уверена Татьяна Кожевникова

Любая женщина сможет преуспеть в «мужском» бизнесе, если не испугается

«Майкл, я тебя умоляю, ты не можешь оставить меня на переговорах с этой фабрикой одну! Там будут мужчины, которые более 20 лет работают в фармацевтическом бизнесе, а ты хочешь, чтобы я одна обсуждала с ними контракт на 6 млн фунтов? Давай отменим, перенесём, что угодно, ну не пойду я одна!» — со слезами в голосе говорила я своему начальнику о предстоящих переговорах в Лондоне. Он был в Германии и приехать не мог по личным обстоятельствам.

Мне недавно исполнилось 23 года, и я работала в головном офисе фармацевтической компании GlaxoSmithKline (GSK). Мы несколько месяцев не могли продлить контракт с заводом, где производилась часть лекарств GSK, удалённо. Поэтому мы договорились встретиться с представителями завода, чтобы разрешить ситуацию. Никаких отговорок мой начальник слышать не желал — срок действия контракта заканчивался, и продлить его надо было как можно скорее.

Следующие две недели я не могла спать. Я проштудировала все контракты и записи переговоров с этими партнёрами за последние десять лет. Постоянно читала последние экономические прогнозы по инфляции и потребительскому спросу, изучала конкурентов и подбирала аргументы для переговоров. Про себя я всё время думала: «Ну разве они будут всерьёз обсуждать с 23–летней девушкой контракт на производство лекарств?»

Утром перед встречей я спросила у мужа, как прошла футбольная игра накануне — знала, что мои оппоненты обожают футбол. Переговоры я начала, откинувшись на спинку стула: «Вот это гол вчера забил Месси, у защиты просто не было шансов!» Все заулыбались — разговор с самого начала задался. Через пять с половиной часов мы пожали друг другу руки и договорились о подписании контракта через шесть недель, когда все договорённости будут внесены в документ нашими юристами.

За последние четыре года я провела не одни переговоры — и как наёмная сотрудница, и как владелица своего бизнеса. Всякий раз, когда я в сложной ситуации, то вспоминаю именно эту встречу. А точнее, свой неимоверный страх перед мужчинами и результат, который превзошёл мои ожидания. Именно тогда я поняла, что рост находится за пределами зоны комфорта, а знания и уверенность в себе гораздо важнее пола и возраста. Сейчас я занимаюсь бизнесом, который в Лондоне называют мужским, и каждый день доказываю, что это ошибочное мнение.

Сомнения

Когда я решила открыть своё дело, то обнаружила, что в женщину в бизнесе не верят не только люди со стороны, но и самые близкие. Мои диалоги с ними выглядели примерно так.

— Мама, я открываю свой бизнес.

— Вместе с мужем?

— Нет, одна. Буду заниматься индивидуальным пошивом одежды для мужчин.

— Одна?! Но это же так сложно! Мы с твоим отцом всегда работали вместе!

Или так.

— Любимый, я хочу открыть свой бизнес индивидуального пошива костюмов, пальто, рубашек.

— Ты с ума сошла! Как ты будешь конкурировать с Севил-Роу (улица в центре Лондона, где много ателье и частных портных. — Прим. «Секрета»)?

— Севил-Роу, на мой взгляд, устарела. Там работают одни мужчины за 50, их представления о костюмах несовременны.

— Таня, ты лезешь в мужской мир. Загляни в окна магазинов — там работают и одеваются одни мужчины. Тебя никто не будет воспринимать всерьёз.

До 2015 года на Севил-Роу действительно не было ни одной мастерской, которую возглавляла бы женщина. Портные в погоне за элитными клиентами, живущими в этом районе, начали открывать здесь свои мастерские ещё в конце XVIII века. Два года назад предпринимательница Катрин Сарджент открыла свой магазин на Севил-Роу и вызвала бурю негодования. До этого она работала в известных мастерских около 20 лет и на себе испытала дискриминацию, царившую в этой индустрии.

После того как близкие не поддержали мои планы, я решила никому больше ничего не рассказывать. Чужое мнение заставляет сомневаться в своих силах. Я заранее смирилась с возможностью потерять все вложенные деньги (30 000 фунтов личных накоплений и одолженные у семьи 45 000 фунтов) и взялась за дело.

Первым делом я нашла немецкую компанию с отлаженной технологией пошива по индивидуальным меркам и договорилась с ними о сотрудничестве. Схема простая — я снимаю офис в центре Лондона, где храню образцы тканей и снимаю мерки, а потом отправляю заказ своим партнёрам.

Когда я стала двигаться дальше, все, начиная с поставщиков тканей и заканчивая агентами по коммерческой недвижимости, смотрели на меня как на безумную. Они задавали одинаковые вопросы: «Кто будет вести бизнес вместе с вами? Как это одна? Вы уверены, что вкладывать деньги без опыта — это хорошая идея? В Лондоне этим бизнесом правят мужчины, почему вы решили за него взяться?»

На все эти вопросы у меня был один ответ: «А почему бы и нет?»

Первые шаги

Между решением запустить Artefact London и официальным открытием магазина прошло пять месяцев. Причём первые три из них я продолжала работать в GSK. Ушла я, только когда совсем измоталась от недосыпа.

Всё, начиная с ремонта и заканчивая разработкой сайта, складывалось не по плану. Например, пишу письмо дизайнеру: «Уже прошла неделя с тех пор, как вы обещали выслать дизайн студии. Когда можем приступить к выполнению? Мои ремонтники ждут». Через неделю получаю ответ: «Татьяна, извините, я последние пару недель был в отъезде. Меня срочно вызвали на проект, я не смогу в ближайшие месяцы заниматься дизайном вашей студии».

Я бросаю все дела и срочно начинаю сама делать наброски: куда встанет мебель, сколько места отвести под вешалки и под гардеробную, куда вешать зеркала… Только бы не потерять людей, которые согласились сделать ремонт по хорошей цене. Три дня сплю по три часа, и вот дизайн готов, еду закупать краску — и приступаем. Самой пришлось разбираться и с созданием контента для сайта, и с печатью визиток, и с маркетингом — продвигаться в интернете, ездить на выставки.

Взаимодействие с людьми — отдельный аттракцион. Несколько месяцев я настаивала, назначала одну встречу за другой и, несмотря на весь скепсис, договорилась об отличных условиях аренды в сердце Лондона, сделала капитальный ремонт и подписала контракты с известными поставщиками тканей. Когда поставщики не хотели встречаться со мной, я без предупреждения являлась к ним в офис и говорила, что случайно проходила мимо. Я вела себя достаточно жёстко. Когда так ведёт себя мужчина, он «настойчив и профессионален», но женщину за глаза называют стервой. До сих пор борюсь с этими стереотипами.

Спустя полгода после открытия бизнес стал операционно прибыльным. Я успела сменить шесть версий сайта, нанять и уволить маркетинговое агентство и выкинуть тысячи фунтов на бесполезную рекламу. Сейчас идёт десятый месяц с момента запуска, и я наконец перестала переживать об оборотах и затратах компании. Моя выручка за июль — 15 000 фунтов (около 1,2 млн рублей), в августе я планирую 20 000 (1,6 млн рублей).

Недавно звонят из Нью Йорка: «Скажите, а нет у вас шоурума в Америке? А не хотите открыть?» Отвечаю: «Хочу. И открою. Но сначала — в больших столицах Европы. А когда доберусь до Америки, обязательно вам позвоню». Кладу трубку и вспоминаю, как плакала в 2015 году, когда Suit Supply, J.Crew и несколько других больших брендов отказали мне во франшизе, потому что не восприняли всерьёз.

Оценка конкурентов

На днях ко мне заходил директор продаж магазина элитных тканей Scabal Эндрю Голдберг (компания поставляет ткани в 65 стран). Он рассказал, что другие предприниматели с Севил-Роу наблюдают за мной и спрашивают, сколько я заказываю и какие ткани предпочитают мои клиенты. Я и сама это замечаю: они под видом клиентов приходят ко мне в студию и задают кучу вопросов про моих портных, цены, привлечение клиентов и финансирование.

«Про тебя даже очень большие бренды расспрашивали. Знаешь, наша компания в тебя верит», — резюмировал мой собеседник. Я улыбнулась. Всего несколько месяцев назад Эндрю отказывался предоставлять мне образцы тканей и сомневался в том, что я буду размещать достаточно заказов. Сегодня я одна из первых получаю новые коллекции, и мы жмём друг другу руки как закадычные друзья.

Глупо заявлять, что есть сферы, где женщины не могут добиться такого же успеха, как и мужчины. И ещё глупее бояться идти в такой бизнес — к сожалению, иногда именно женщины сами придумывают себе ограничения. Я сомневалась в себе, и все вокруг сомневались во мне. Хорошо, что это меня не остановило. Сейчас я думаю о развитии бизнеса по франшизе и снова сталкиваюсь с недоверием. Но теперь у меня не будет мысли остановиться и уйти из «мужского» бизнеса.

Фотография на обложке: Shutterstock

Обсудить ()
Новости партнеров