secretmag.ru
Опубликовано 16 мая 2017, 07:46

Купите франшизу вместо бесполезного бизнес-образования

— советует Антон Смирнов (Detox Pro)

Франшиза — это лучшее бизнес-образование. Можно прочитать сотни умных книг, пройти огромное количество бизнес-тренингов, выучиться в престижной бизнес-школе, но результат будет только тогда, когда вы начнёте делать бизнес самостоятельно. И франшиза — лучший инструмент для того, чтобы начать, так как она позволяет сделать это с минимальными затратаим.

Купите франшизу вместо бесполезного бизнес-образования

Франшиза — это лучшее бизнес-образование. Можно прочитать сотни умных книг, пройти огромное количество бизнес-тренингов, выучиться в престижной бизнес-школе, но результат будет только тогда, когда вы начнёте делать бизнес самостоятельно. И франшиза — лучший инструмент для того, чтобы начать, так как она позволяет сделать это с минимальными затратами.

В бизнес-школе лишь расскажут, как создать продукт, бренд и бизнес-систему с нуля. Вы потратите на это самое малое 60 000 рублей за краткосрочные курсы и от 600 000 рублей за полный двухгодичный курс МВА. На рынке франшиз есть более дешёвые предложения не только для малого бизнеса, но и для микробизнеса. Например, стоимость нашей франшизы — 100 000 рублей, примерно столько же потребуется дополнительных вложений для старта. Получение степени в бизнес-школе в разы дороже и не гарантирует, что вы станете предпринимателем. А вот франшиза даёт очень много преимуществ и практических навыков.

На старте вы экономите в два раза

Главное преимущество франшизы — быстрый старт с минимальными вложениями. Вы получаете готовый продукт с узнаваемым брендом и бизнес-систему, где всё чётко прописано. Остаётся просто реализовать план действий и получить результат. Тут нет нужды в экспериментах, вы тратите деньги только на то, что действительно нужно.

В нашей нише детокс-соков для успешного старта по франшизе потребуется около 175 000 рублей и около 20 000 рублей в месяц на обслуживание бизнеса. Расчёты простые. 100 000 рублей паушальный взнос — за бренд, рецептуру и технологию производства, сайт и его поддержку, макеты всей полиграфии, технические условия. 75 000 рублей инвестиций на запуск — оборудование, документы, печать полиграфии, закупка упаковки. 15 000 рублей на ежемесячные расходы в виде роялти, бухгалтерии, аренды, налогов и страховых взносов. Ещё около 5000 рублей в месяц на рекламу (цена для регионов) и почти 3000 на упаковку.

При самостоятельном запуске бизнеса по самым минимальным расчётам потребуется порядка 400 000 рублей разово и около 30 000 рублей в месяц на обслуживание. При запуске придётся потратить деньги на нейминг и фирменный стиль (от 20 000 рублей), разработку рецептуры и технологии (от 100 000 рублей), регистрацию товарного знака (40 000 рублей), разработку сайта и интернет-магазина (от 50 000 рублей), консультацию юриста (от 10 000 рублей), подбор оборудования (около 40 000 рублей трат на эксперименты) — и это далеко не всё. Ежемесячно придётся тратиться на покупку упаковки по розничным ценам (в полтора раза дороже, чем по оптовым у франчайзера), поддержку сайта и разработку макетов полиграфии для акций (около 5000 рублей), поиск эффективных рекламных каналов (минимум 15 000 рублей в месяц) и многое другое. А дальше включается теория вероятности — повезёт или не повезёт. За первый год при прочих равных франшиза может сэкономить от 300 000 до полумиллиона рублей по сравнению с запуском бизнеса с нуля.

Кроме того, неопытный предприниматель, даже если у него несколько дипломов, может споткнуться на самых простых вещах. Например, забыть подать заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, а в результате попасть на более дорогое бухгалтерское обслуживание или штрафы. Один мой знакомый предприниматель был уверен, что на УСН целый год платил 6%, а потом, когда получил уведомление о штрафах и требовании о доплате налогов на несколько сотен тысяч рублей, впал в депрессию. Такая ситуация вполне может погубить молодой бизнес.

Шаблоны освобождают время и силы

Когда франчайзи запускает бизнес и к нему приходят первые клиенты, общение он ведёт по специальным скриптам. Однако франшиза — это не просто выполнение инструкции. Вскоре предприниматель начинает формировать собственные успешные алгоритмы общения с клиентами. Этот опыт можно получить только вживую, а не теоретически.

Например, один наш франчайзи выяснил, что если новому клиенту позвонить на следующий день после завершения детокс-программы и просто поинтересоваться, все ли соки понравились, то многие сделают заказ на следующую неделю. Про такие лайфхаки можно услышать на курсах, но упустить при самостоятельном запуске бизнеса из-за большого объёма работы.

То же самое с переговорами с партнёрами — у франчайзи есть готовые шаблоны. Это экономит время и помогает больше внимания уделять поиску самих партнёров и размышлениям о том, как лучше донести до них выгоду. Так что покупка франшизы вынуждает вас покидать зону комфорта и нарабатывать новый опыт, который вы вряд ли получите в бизнес-школе. К тому же франчайзи заинтересованы в успехе друг друга и делятся опытом. Это позволяет внедрить лучшие решения в общую бизнес-модель.

Никаких ошибок с бизнес-инструментами

За партой чаще всего учат теории, а не тому, как использовать конкретные инструменты. Многие начинающие предприниматели даже не знают, что с помощью системы сбора статистики и CRM-системы можно в режиме реального времени наблюдать, с какой эффективностью работает тот или иной рекламный канал, или находить слабые места бизнеса. Не буду говорить за всех, но 90% наших франчайзи до покупки франшизы либо не слышали о LTV, CTR, CRM-системе, сквозной аналитике и контекстной рекламе, либо не понимали, какой сервис в действительности им нужен.

Например, не все CRM-системы подходят для ритейла. Чаще всего люди покупают самую раскрученную amoCRM, а потом понимают, что для их сферы она крайне неудобна и требует массы доработок. Приходится прощаться с деньгами, переходить на другие продукты и платить уже за них.

Найти все эти сервисы предприниматель, конечно, сможет самостоятельно или на тех же бизнес-курсах, но сколько времени и денег уйдёт на их освоение, интеграцию и настройку под конкретный бизнес? Интеграция сайта с CRM и настройка бизнес-процессов стоят в среднем от 30 000 рублей. Франшиза же предлагает проверенные и удобные сервисы, которые франчайзи сразу начинает осваивать.

То же самое с эффективной рекламой. На старте мы потратили на поиск инструментов продвижения в сумме около полумиллиона рублей за год. И это притом, что в нашей команде у каждого уже был опыт интернет-маркетинга, а SEO и контекстную рекламу мы настраивали и продвигали сами. Франшиза избавляет вас от выстрелов из пушки по воробьям. Если бизнес-курсы дают общий список инструментов, то франшиза конкретизирует, какие из них точно работают в нише или к каким специалистам и за какими услугами стоит обратиться, а что лучше сделать самостоятельно и бесплатно.

Нет лишним и дорогим сотрудникам

Кого и как принимать на работу, чтобы впоследствии не стать заложником своих же сотрудников? Как грамотно оформить людей в компанию, чтобы не получить проблем с законом и защитить свои интересы?

Франчайзи вначале думают, что им понадобятся только опытные, квалифицированные и высокооплачиваемые сотрудники. Это не всегда верно. Франшиза позволяет брать сотрудников без опыта работы и профильного образования, так как в бизнес-буке и обучающих материалах всё детально описано. На первый план выходят личностные качества и необходимые документы (например, медкнижка). Это позволяет избежать найма как лишних, так и незаменимых работников, от которых можно стать зависимым.

Например, многие люди считают документооборот и бухгалтерию настолько сложной и ответственной работой, что именно из-за страха зачастую годами не начинают собственный бизнес. Франшиза, с одной стороны, вынуждает хотя бы на базовом уровне освоить эти необходимые для любого бизнеса инструменты, а с другой — предоставляет для этого всю необходимую информацию. Многие даже не знают, что бухгалтерию можно вести удалённо с помощью сервисов и ЭЦП, поэтому по старинке нанимают бухгалтера. Франшиза поможет понять, что в данной нише бухгалтер не нужен и лучше потратить эти деньги на рекламу.

Также многие начинающие предприниматели не задумываются о защите своей интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Те, кто задумывается, либо не знают, как это сделать, либо находят дешёвых исполнителей, ошибки которых придётся потом исправлять за большие деньги. Все эти знания проще получить у франчайзера и сразу применить, чем получить профильное образование по найму сотрудников, документообороту или информационной безопасности.

Сразу в бой

Некоторые люди пребывают в иллюзии, что покупка франшизы полностью избавляет их от необходимости строить сам бизнес — можно лениво вложить деньги и получать доход. Это не так.

Франшиза избавит от необходимости придумывать и упаковывать сам продукт, набивать шишки в процессе выстраивания ключевых бизнес-процессов, создавать бренд и нарабатывать его репутацию. Эти процедуры весьма затратны как по времени, так по и финансам, поэтому купить готовый продукт и технологии его сбыта в формате франшизы — идеальное решение.

Однако франчайзи должен сам повышать свою экспертизу в выбранной сфере, учиться работать с предложенными инструментами, формировать клиентскую базу и искать новые каналы продвижения и роста. К нашей команде присоединяются молодые люди до 25–27 лет совершенно без опыта. Некоторые из них учатся в экономическом вузе, но, только работая по франшизе, они приобретают необходимые навыки предпринимательства. Франшиза моделирует ситуацию, когда вас бросили в воду и остаётся только плыть. Этот опыт для начинающего предпринимателя будет полезнее любого бизнес-образования.

Фотография нв обложке: Shutterstock