Николай Кравчук. Создание гаджета в России — это боль
Организовать производство можно, но дико сложноОрганизовать производство в России можно, хотя и сложно.
Недавно наша компания Intech представила новый проект — фитнес-трекер для собак Spotty. Это небольшой алюминиевый гаджет, который крепится к ошейнику собаки и подключается к смартфону через мобильное приложение. Он отображает местоположение питомца и следит за состоянием его здоровья.
Идея Spotty появилась прошлым летом, когда мы на планёрке обсуждали «интернет вещей». Тогда — больше в шутку — кто-то предложил подумать, кому ещё нужен фитнес-трекер, кроме людей. В потоке бредовых идей пронеслась мысль измерять активность собаки в течение дня. Все посмеялись и разошлись.
Но на следующий день к теме решили вернуться. Тогда мы поняли, что для собак на рынке есть GPS-трекеры, больше похожие на кирпич, и есть фитнес-ошейники, которые работают только в шаговой доступности по Bluetooth. Да и то продаются только в Штатах. Мы решили сделать небольшой гаджет, объединяющий фитнес-трекинг, GPS и встроенную социальную сеть собаководов, «зашитую» в стильное приложение для смартфона.
Основной бизнес Intech — продукты в области мобильной коммерции и цифрового контента для операторов сотовой связи. Мы никогда не делали «железо». Поэтому для проекта были собраны совершенно новые силы: электронщики, инженеры, промышленные дизайнеры со всей России. Часть приняли в штат компании, часть привлекли на контрактной основе. Всего в работе над Spotty приняло участие более 50 человек.
Собрать первую партию Spotty мы решили в России. Это связано с тем, что так мы можем точнее прогнозировать сроки запуска. Тут производство займёт 2–3 месяца, в Китае может дойти до 3–6 месяцев. К тому же, по нашим предварительным подсчётам, оснастка (пресс-форма) обойдётся, например, на Тайване приблизительно в 10 000 евро. В России это будет стоить порядка 400 000–500 000 рублей, что по нынешнему курсу куда интереснее.
Изначально мы не видели особых сложностей при разработке такого гаджета. В нём не так много основных компонентов: батарейка, акселерометр, процессор, модем и GPS/ГЛОНАСС-приёмник. Основной функционал уже ранее реализовывался в том или ином виде — и GPS, и акселерометры существуют не первый день. Но не всё оказалось так просто.
Сейчас вся российская логистика электронных компонентов завязана на Москву, поэтому в столице с ними дело обстоит более-менее хорошо. Но мы создаём гаджет в разных городах: в Перми занимаются работой с трафиком и передачей данных, в Нижнем Новгороде — разработкой электроники и приложения, финишной сборкой — в Зеленограде. Это означает, что нужно прибавлять как минимум две недели к срокам поставки, а следовательно — и к срокам создания первых рабочих образцов устройства.
Заказываемые электронные компоненты могут задержаться в пути, сломаться, и что угодно с ними может случиться ещё. В таких условиях разрабатывать новое устройство в сжатые сроки очень непросто. Две недели — это задержка, которая возможна по каждой из деталей продукта. Поэтому риски увеличиваются пропорционально количеству элементов. В итоге в нашем случае сроки могут затягиваться уже до 10–12 недель. Для снижения рисков мы всегда стали заказывать для прототипов компоненты в большем количестве и разных типов, не по 2–3 штуки, а штук по 6. Это было разумным решением, несмотря на возросшую стоимость разработки.
Важно понимать, что в России нет сформировавшегося спроса на новые компоненты в микроэлектронике. Разработчики вынуждены ориентироваться на то, что есть в наличии. Стандартный сценарий: мы хотели поставить резисторы с точностью до 1%, а на складе есть только с точностью 10%. Причина всё та же — поставщикам нет смысла держать многие компоненты на складе. На развитых рынках оперативно достать нужные элементы гораздо проще.
Из конкурентоспособных электронных компонентов в России есть дискретные элементы (резисторы, транзисторы, буферы), различные высококачественные антенны — всё на вполне неплохом уровне. Но если делать их на заказ, то срок изготовления может составлять уже 2–3 месяца. Поэтому антенну ставили стандартную, и нам пришлось полностью адаптировать корпус Spotty под неё.
Другая проблема — также связанная с затяжной логистикой — изменение прошивок устройств. Часто на складах в Москве доступны компоненты с уже устаревшей версией прошивки. Например, нам пришлось тратить время на обновление каждого модема.
Создание первых тестовых и промоверсий гаджетов — это боль. Планы и сроки всегда срываются. Материалы, стыки — всё доводится только через 3–4 итерации, и то до состояния, отдалённо напоминающего коммерческое. У нас созданием прототипов занимаются в основном небольшие компании, для которых это основной бизнес. Но основная проблема мелких производителей — менеджмент. Если ты не ведёшь постоянный контроль, то срабатывает распространённая идеология 80/20 (80% работы выполняется за 20% времени). Это никак не связано с кризисом, это проблема исключительно менеджмента.
Тем не менее тестовые образцы уже готовы, сейчас будем их испытывать и проверять, старт продаж намечен на осень. При себестоимости гаджета около $60 мы рассчитываем, что цена на полке будет 8 000 рублей.
В общем, организовать производство в России можно, хотя и сложно. Но самое обидное, что при развитии бизнеса нам придётся менять бизнес-модель. Со Spotty мы собираемся выйти на западные рынки, и тогда речь будет идти уже о десятках или сотнях тысяч устройств, и тут уже производство в любом случае придётся переводить в Азию. Пошлины на ввоз компонентов в РФ достигают 30%. Собирать тут новые гаджеты можно быстрее, но себестоимость всё равно будет выше. А главное — договориться на поставки устройств в США или Европу из Китая значительно проще, и все удобные схемы давно отлажены.
Поэтому производство в России мы пока планируем только для первой партии в 5 000 экземпляров.