Конец эпохи. Как российские предприниматели относятся к блокировке Instagram
14 марта 2022 года РКН заблокировал Instagram для 80 млн пользователей России. Официальная причина — распространение на площадке материалов, которые содержали призывы к совершению насильственных действий в отношении россиян. Долгие годы Instagram не только площадкой для публикации селфи. Предприниматели активно использовали его для продажи товаров и услуг или заработка на рекламе. «Секрет фирмы» пообщался с людьми и компаниями, чей доход зависел от Instagram, и узнал их мнение о блокировке соцсети.
«Подписные издания»
- Книжный магазин в Питере
- Количество подписчиков: 212 000
Отвечает PR-директор Арина:
В последние годы Instagram был нашей визитной карточкой и главным источником коммуникации. Мы постоянно рассказывали там о книгах, тратили много времени на то, чтобы придумать и снять каждую фотографию, обыграть обложку той или иной книги, написать текст.
Пока мы продолжаем вести Instagram через VPN, и наши подписчики поступают так же (видим по активности в директе). Сейчас мы реанимировали наш канал в Telegram, раньше на него не хватало сил и времени. Зато теперь точно хватит.
«ВКонтакте» у нас всегда активно обновляется, там мы публикуем новости, информацию о новинках, мероприятиях, книжные подборки. По статистике прошлого года, довольно большая часть трафика шла к нам в интернет-магазин именно из «ВК».
Sintezia
- Российский бренд обуви
- Количество подписчиков: 209 000
Отвечает основатель Саша Кутуков:
Заменить Instagram будет сложно. У соцсети не было конкурентов. «ВКонтакте», Telegram, TikTok и YouTube — площадки с другим вайбом. Люди привыкли консультироваться в Instagram, а онлайн-покупки занимали 40% от всего объёма наших продаж. Но теперь система «покупатель — бренд» изменится.
Люди быстро адаптируются к новым площадкам. Но никто не покидает навсегда Instagram. Мы думаем, что блокировка будет временной.
Sign
- Медиа о поп-культуре
- Количество подписчиков: 42 000
Отвечает основательница Катя Верлина:
На протяжении последних двух лет мы активно развивали наш Instagram — он был ключевой площадкой проекта. Именно здесь мы реализовывали все рекламные проекты с крупными брендами, коммуницировали с аудиторией.
Мы тратили много ресурсов на создание контента и часто делали это на энтузиазме. На 2022 год у нас было много планов: мы шли к цели в 100 000 подписчиков, а за месяц до блокировки реализовали совместный проект с Nike и готовили следующие рекламные кампании. И потому особенно обидно столкнуться с такой ситуацией.
В ближайшее время мы собираемся продолжать публиковать материалы (спасибо, VPN) — интересно понаблюдать, что произойдёт с охватами и активностью. Далее будем смотреть по ситуации, и если Meta признают экстремистской организацией, то попрощаемся с любимой площадкой.
«Свитерама»
- Вязальная мастерская
- Количество подписчиков: 2000
Отвечает основательница Елена:
Сложность не в блокировке площадки, а в том, что нет возможности продвигать товары по России. Мы думаем, что люди не перестанут пользоваться Instagram. Но без продвижения будет сложно — надо что-то решать. Возможно, выходом станет взаимный пиар.
Мы не планируем оставлять Instagram, но параллельно будем развивать «ВКонтакте». Насчёт Telegram большой вопрос — пока не понимаем, как его развивать.
Аня, SMM-специалист
- Потеряла работу из-за блокировки Instagram
Вся моя работа была построена на Instagram. Недавно я переехала в Москву и устроилась на позицию SMM-специалиста в ювелирный бренд. В отделе маркетинга нас было пятеро. После событий 24 февраля остался только один человек — руководитель отдела, всех остальных уволили.
В будущее Instagram я больше не верю. Он умер. Сейчас площадка не даёт возможности продвигать свои товары и услуги в рекламном кабинете. Брендам сейчас выгоднее уходить на другие площадки — «ВКонтакте» и Telegram.
Марина Крассовка
- Тату-мастер, блогер
- Количество подписчиков: 111 000
Развитием и вложением денег в Instagram-аккаунт я занимаюсь уже 3 года. Для меня эта платформа была каналом продаж: я закупала на Facebook таргетированную рекламу, она ротировалась — и я получала новых клиентов. Примерно 70–80% как раз приходили по рекламе в Instagram. Для меня блокировка этой соцсети — огромная потеря, естественно финансовая. Я вложила огромное количество денег и времени в контент, его реализацию, в PR, а блокировка просто пустила все труды на ветер.
Насчёт «ВКонтакте» пока не знаю, но придётся пробовать и искать альтернативы. Будут ли блогеры как-то продвигаться в VPN — пока не понятно, не могу говорить за всех. Но я лично ищу другие каналы продаж, так как стало невозможным запускать рекламу на базе компании Meta, и это случилось ещё за полторы недели до полной блокировки Instagram в России. Так что в моей сфере на данный момент это пока бесперспективная платформа.
Вероника
- Мастер ресниц и татуажа
- Количество подписчиков: 1600
С инсты у меня шла примерно половина клиентов, остальные — с других площадок. Насколько сейчас просядут заказы, сказать сложно, всё-таки такие мастера, как я, обычно работают с небольшой наработанной базой постоянных клиентов. Буду развивать «ВКонтакте», что остаётся. Сейчас все туда пойдут.
Ирина
- Домашний кондитер
- Количество подписчиков: 3500
Я своё дело в интернете начала развивать где-то два года назад, в основном работала в Facebook и Instagram. С Инсты некоторое время назад шёл хороший поток заказов, примерно 60% от всех, а потом как будто отрубило. Последние полгода — процентов 20, не больше.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, pngwing.com