Какие бизнес-модели окончательно добьют общество потребления
— мечтает Илья Соболь (НИУ ВШЭ)У общества потребления две главные проблемы: глобальное перепроизводство товаров и неэффективное расходование ресурсов.
У современного общества потребления две главные проблемы: кризис перепроизводства и неэффективное расходование ресурсов. Владеть тем количеством вещей, которым мы владеем, уже не просто не нужно — невозможно. Привычная парадигма потребления товаров и услуг уже меняется. Возникают новые, более эффективные бизнес-модели, которые уже совсем скоро сделают каждого из нас немного свободнее.
Первая бизнес-модель — всё, что связано с арендой, шерингом. Мы слишком сильно любим покупать, владеть и хранить. Наши мамы захламляют добром балконы. Бабушки его ещё и на антресоли складывают. Но уже через пять-десять лет владеть чем-либо будет не нужно.
Всё на свете — от мебели до профессиональной техники — будет сдаваться в аренду. Если что-то надоест или разонравится, вы не будете это выкидывать или продавать, а просто вернёте арендодателю. Такие сервисы вообще-то уже существуют и процветают: например, так называемые техшопы, которые позволяют одолжить хоть шуруповёрт, хоть 3D-принтер.
Более 100 лет одним из самых желанных объектов для каждого человека был автомобиль. Но известно, что машины в большинстве своём используются всего на 10–15%, а большую часть времени простаивают. Именно поэтому тысячи жителей больших городов во всём мире отказались от автомобилей после появления сервисов такси вроде Uber или «Яндекс.Такси».
Лет через десять или немного позже повсеместно появятся беспилотные такси. Они уже вовсю тестируются. После этого покупка собственного автомобиля окончательно станет блажью.
Даже некоторые с виду очень консервативные бизнесы перестраиваются на новую модель. Например, Mercedes научился сдавать в аренду лошадиные силы. Работает это так. Мощность двигателя искусственно ограничивается. Если нужно её увеличить (допустим, вы собрались на дачу), платите за разблокировку скрытых резервов, и вуаля! — едете быстрее.
Вторая бизнес-модель, которая меня ужасно вдохновляет, — безотходное производство. Идеальный вариант — полностью замкнутая экосистема. Отходы, которые возникают в результате производства одних товаров, становятся сырьём для других и т. д., и т. д. К сожалению, таких бизнесов в мире пока единицы. Зато уже есть много ресайклинга и апсайклинга.
Ресайклинг — это трёхуровневая система. Берёте отходы, перерабатываете их в сырьё, из сырья что-то изготавливаете. Это очень распространённая штука, практически все крупные производители одежды делают коллекции из переработанных материалов. Есть куча производителей строительных материалов, которые работают, например, исключительно с переработанной пластмассой.
Апсайклинг — более редкое и не такое масштабное явление. Это двухуровневая система. Берёте отходы и, не перерабатывая их, просто дарите старой вещи новую жизнь. Обычно это что-нибудь небольшое. Например, мне нравится российский проект Like Lodka: ребята привозят старые лодки из Индонезии и делают из них полки и другие предметы интерьера.
И наконец, третья перспективная бизнес-модель — «вечные» вещи. Сейчас у большинства товаров есть некий срок годности. Обычно довольно небольшой. Редко вы найдёте предмет одежды или гаджет, который рассчитан на то, что вы будете пользоваться им более пяти лет. Причём часто срок службы производители занижают искусственно.
Например, на всех лампах накаливания написано, что они могут гореть не более 1000 часов. Нет никакой проблемы сделать лампочку, которая будет гореть значительно дольше. Производители специально ограничивают срок службы, чтобы вы регулярно тратили деньги. Допустим, лампы накаливания — прошлый век. Но и производители светодиодов используют этот приём. Думаю, всё изменится, когда появятся принципиально новые материалы.