Как россиянину запустить бизнес в Лондоне
— делится опытом Екатерина БеляеваГоворят, лучшие бизнес-идеи рождаются из личных потребностей предпринимателей. У меня получилось именно так.
Говорят, лучшие бизнес-идеи рождаются из личных потребностей предпринимателей. У меня получилось именно так.
В 2015 году мы с мужем переехали в Лондон. Забеременев, я решила рожать там. К выбору врача подошла очень серьёзно, так как ждала двойню и мне ставили «высокорискованную беременность». Всё разрешилось благополучно, но в процессе я выяснила, что, хотя качество медицины в Великобритании, в принципе, очень высокое, к лучшим специалистам человеку с улицы попасть нелегко. Набравшись опыта, впоследствии я несколько раз помогала родственникам и друзьям с выбором клиники. В результате родилась идея превратить это в бизнес.
Моему стартапу MedEssentially уже два года. Это онлайн-платформа для поиска клиник и отдельных врачей, которая помогает организовать процесс лечения «под ключ». Мы работаем с медцентрами в Великобритании, Германии, Испании и Израиле. Сервис рассчитан не только на обеспеченных россиян — европейцы тоже обращаются. Работает это так: клиент оставляет заявку на сайте, указывает предпочтения по стране лечения и в течение одного рабочего дня получает примерный план и оценочную стоимость лечения от трёх клиник. При необходимости он также получает помощь в оформлении визы, переводе медицинских документов на иностранный язык, выстраивании логистики, бронировании отеля и других вопросах. Всё это бесплатно. Если клиент договорится с клиникой, она заплатит нам комиссию после завершения лечения. С 2016 года мы заключили примерно 2000 сделок, средний счёт от клиники пациенту — 2000–3000 фунтов.
Я зарегистрировала компанию в Великобритании, потому что здесь живу. Но это и в принципе очень удобная юрисдикция: предсказуемая и стабильная правовая система, неплохие налоговые условия, возможности выхода на европейский рынок, разветвлённая инфраструктура для стартапов — инкубаторы, акселераторы, инвесторы. Тем не менее есть нюансы, о которых лучше знать заранее.
Как зарегистрировать компанию
В Великобритании один из самых простых в мире процессов открытия компании. Зарегистрироваться можно онлайн через госорган Companies House — и сразу получить идентификационный номер для налоговой, банков и т. д. В качестве организационно-правовой формы мы выбрали компанию с ограниченной ответственностью (limited company). Это самый распространённый тип организации, плюс один из немногих, доступных иностранным инвесторам.
При регистрации вам необходимо оплатить взнос в 20 фунтов (около 1800 рублей) и сообщить название компании, адрес, род деятельности бизнеса, данные о директоре и учредителе, а также приложить устав. Весь процесс занимает максимум 24 часа.
Если вы ещё не сняли офис, можно купить «виртуальный» адрес у посредников — есть фирмы, которые будут за 100–300 фунтов в год (9000 — 27 000 рублей) перенаправлять вам почту и переадресовывать звонки. Мы на этом этапе уже нашли место под офис и договорились с владельцами помещения, что сразу после регистрации компании подпишем договор об аренде.
Совет: Если вы не сильны в деталях британского законодательства, при выборе формы бизнеса проконсультируйтесь с юристами и бухгалтерами, чтобы правильно отразить его суть и подобрать оптимальный налоговый режим.
Как найти офис
В Лондоне есть негласное правило: предпочтительнее, чтобы офис компании, работающей с физическими лицами, располагался или в историческом центре, или в деловом районе города — Сити. По почтовому индексу на вашем сайте любой подрядчик или клиент поймёт, где вы находитесь, и сделает вывод о серьёзности вашего бизнеса.
Стартаперам часто не требуются отдельные большие площади, поэтому они арендуют пару столов в коворкингах (Huckletree, Techspace London, Central Working, Impact Hub и других) и инкубаторах (Innovation Warehouse, Google Campus). Закреплённый за сотрудником рабочий стол в коворкинге в Сити будет стоить 400–500 фунтов в месяц, отдельный офис площадью 25 кв. м — 1500–2000 фунтов.
Совет: Платить риелтору не обязательно, можно воспользоваться поиском по специализированным онлайн-площадкам — например, Hubble или WorkSpace.
Как нанимать персонал
Британское законодательство логичным образом поощряет наём местных специалистов, а не иностранцев. Если захотите перевезти в Лондон российскую команду, придётся доказывать миграционным службам уникальные компетенции каждого сотрудника.
Получить специальный сертификат, позволяющий нанимать иностранцев на работу, довольно сложно. Мы не стали этим заниматься, а наняли двух местных сотрудников. Один организует работу бэк-офиса, другой привлекает клиентов и взаимодействует с клиниками.
Сотрудников мы искали с помощью платформы Movemeon — она заточена под поиск высококвалифицированного персонала. Львиная доля процессов у нас отдана внешним подрядчикам. Бухгалтерия, юристы, IT-разработчики и маркетологи — на аутсорсе.
Совет: Не бойтесь аутсорсинга важных задач — это поможет сэкономить силы и время. Я запускала бизнес без особого опыта в моей сфере и без помощи компетентных подрядчиков попросту не справилась бы.
Как рассчитать бюджет
На данный момент я вложила в MedEssentially около 200 000 фунтов собственных средств, которые заработала в финансовой сфере. Главная статья расходов на старте — IT-блок. На него ушло около 40% инвестиций. Правда, сюда входит не только разработка сайта и техподдержка, но и реклама, включая диджитал-маркетинг. Расходы достаточно велики, потому что простой одностраничный сайт нам пришлось перестроить в многоуровневую платформу обработки входящих заказов — с личным кабинетом клиентов для хранения медицинских файлов, с базой врачей для внутреннего пользования. А в следующем году расходы вырастут ещё сильнее, поскольку мы собираемся запустить мобильное приложение.
Около 20% затрат — зарплаты. Средний уровень зарплат в Лондоне довольно высокий. Среднестатистический менеджер проекта получает около 30 000 фунтов в год. Существует установленный законом минимум, который работодатель обязан платить квалифицированному работнику за полный рабочий день.
Ещё примерно 20% затрат уходит на оплату услуг внешних агентов, таких как юристы и бухгалтеры. Консультация хорошего юриста стоит от 300 фунтов, причём тарификация может быть почасовая.
Остальное — офис и текущие операционные расходы.
Совет: Не экономьте на айтишниках! Чем быстрее запустите минимально жизнеспособный продукт и начнёте получать обратную связь от пользователей, тем лучше. Правильно выстроенные процессы обеспечат вам высокую лидогенерацию и воронку клиентов — а хорошие специалисты стоят денег.
Как искать партнёров
В Великобритании есть госорган Care Quality Commision, который проверяет государственные и частные организации, оказывающие медицинские услуги, и составляет их рейтинг. При выборе партнёров мы ориентировались на этот список. В других странах мы используем тот же подход, плюс личный опыт.
Для расширения базы врачей я регулярно посещаю крупные медицинские конференции. В Лондоне ежемесячно проходит около 20 событий в сфере Healthcare. Среди них отмечу Digital Health World Congress, проводимый в конце ноября (регистрация для бизнеса на него стоит от 450 фунтов).
Совет: Нетворкинг работает только для проактивных людей, так что учитесь общаться и приносите с мероприятий максимальное количество контактов.
Как не облажаться
Безусловно, в ведении бизнеса в Лондоне есть свои плюсы и минусы. Здесь прозрачное законодательство, зарегистрировать компанию можно очень быстро, а британская «прописка» добавляет очков к деловой репутации. Тем не менее стоит быть готовым как к высоким накладным расходам, так и к достаточно затратной жизни в целом — Лондон входит в двадцатку самых дорогих городов планеты. Но если верите в идею и тщательно продумали бизнес-план — дерзайте. Я своим опытом пока довольна.
У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!