Как открыть четыре магазина без кредитов и инвестиций. Рассказывает Светлана Ефремова («Сахарок»)
Терпение и последовательность — главное оружие предпринимателяСветлана Ефремова никогда не занимала денег и не брала кредиты. В 2013 году она начала бизнес, вложив в него накопления — 30 000 рублей. Сейчас ей принадлежат четыре мультибрендовых магазина «Сахарок» в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также онлайн-магазин. В «Сахарке» продаются украшения от российских дизайнеров и собственная марка ювелирных изделий. Светлана считает, что в России бизнес важно строить «по средствам» и не торопиться, тогда и кризис, и ошибки подрядчиков можно пережить. О своём опыте она рассказала «Секрету».
Как кризис подсказал тактику развития
C «Сахарком» я всё делаю постепенно. Для меня важно осваивать только те деньги, которые я могу себе позволить освоить. В 2013 году я рисковала суммой в 30 000 рублей, практически нулевой риск. Я закупала маленькие партии, продавала их быстро и снова заказывала что-то новое. Иногда я уходила в небольшой минус, но это никак не сказывалось на моей жизни — в то время у меня было три работы с небольшим доходом, на каждой я зарабатывала примерно те же 30 000 рублей, это была хорошая страховка.
Я действовала по наитию, а в кризис поняла, что так и нужно развиваться дальше — постепенно, осторожно и на свои деньги. Так моё дело лучше защищено от форс-мажоров и обстоятельств, не зависящих от меня. Да и от моих собственных ошибок тоже.
Как приспособиться к обстоятельствам
В 2014 году после падения рубля важно было вести себя гибко. Я сразу переключилась с закупок украшений за рубежом на российских дизайнеров. Как раз тогда наш рынок начал активно развиваться — когда я запускалась, российских оригинальных украшений практически не было, но примерно через полгода появились стильные и недорогие вещи от местных дизайнеров. Это сыграло мне на руку и помогло не прогореть.
Из-за кризиса продажи «Сахарка» упали сразу в несколько раз и до сих пор не восстановились. Когда я торговала украшениями сама, арендуя уголок в красиво обставленной квартире, которую мои друзья использовали для организации закрытых вечеринок, выручка моего проекта была выше, чем выручка каждого из наших магазинов сегодня. Хотя сейчас и ассортимент значительно больше, и поток клиентов тоже вырос в разы.
Наверное, если бы я успела привыкнуть к высоким доходам, я бы разочаровалась в этом бизнесе. Но я занималась им совсем недолго, поэтому не отчаялась.
К чему нужно быть готовым, когда стараешься повысить маржу
Чтобы поднять выручку, мы выпустили собственную марку. Зарабатываем мы на продаже именно этих изделий. Украшения других дизайнеров в наших магазинах представлены для разнообразия и расширения ассортимента, вся маржа от их продажи уходит на покрытие расходов: на обеспечение бэк-офиса, на налоги и так далее. Наценка на свою марку у нас довольно высокая, около 150%, поэтому главное направление для развития — private label.
У «Сахарка» нет собственного производства, мы размещаем заказы на двух заводах. Мы делаем две линии украшений. Первая — базовая коллекция, в которой нет особого дизайна. Это очень простые вещи, которые придумываю я сама. Вторая линия — дизайнерская, для её создания мы приглашаем разных талантливых людей, делаем коллаборации.
Выстроить работу с двумя производствами сложно. Сроки постоянно сдвигаются, часто есть вопросы к качеству, иногда приходится возвращать на переделку целую партию.
Простой пример: коллекцию, разработанную в 2017 году, мы выпустили только в январе 2019 года. Ещё пример: последнюю коллекцию мы просили переделать четыре раза. В первый раз её сделали не из того металла, из которого мы заказывали. Такая ситуация со всеми ювелирными производствами в России: все срывают сроки на месяц-два, все привозят изделия с браком.
Каждая такая история ведёт к потере денег, это недополученная выгода, затраты на новые материалы и так далее. Вдвойне обидно, что здесь мало что зависит от меня. Единственное, что я могу контролировать, — цену ошибки, и я стараюсь, чтобы она была подъёмная, чтобы бизнес из-за этого не пострадал.
Если брать кредиты, привлекать инвестиции и рисковать большими суммами, цена ошибок будет гораздо выше
Почему важно не смотреть по сторонам
Рост числа игроков на рынке выгоден всем — вместе мы учим людей покупать украшения у российских дизайнеров. Покупатели видят большой ассортимент, хорошее качество, не уходят к иностранным брендам, а остаются с российскими.
У начинающего предпринимателя может начинаться паника, когда он видит, что его конкуренты растут и развиваются быстрее, чем он, в чём-то обгоняют, иначе расставляют приоритеты. Для себя я сформулировала такую позицию: не смотреть по сторонам, а развивать свой проект так, как мне нравится.
Я никого не копирую, создаю тренды, хорошо взаимодействую с аудиторией, выстраиваю с нашими покупателями отношения. Мне очень нравятся некоторые проекты, но я не отношусь к ним как к конкурентам. Мы общаемся с владельцами, делимся опытом.
Конечно, у нас есть подражатели, и иногда они разводят бурную деятельность, копируя наш стиль и вкладывая больше денег в развитие. Стараюсь относиться к этому философски — вряд ли такие проекты имеют долгосрочные перспективы.
Фотографии: «Сахарок»
Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.