secretmag.ru
Опубликовано 19 июня 2015, 09:00

Дмитрий Иванов. Что ждёт космическая отрасль от стартапов

Новые идеи и качество продукции

Аэрокосмическая отрасль закрыта и консервативна. Высокая стоимость входа. Высокие барьеры с точки зрения сертификации качества. Круг потенциальных заказчиков узок, но при этом конкуренция на рынке очень высокая. Молодой компании сложно попасть в круг поставщиков серьёзных глобальных игроков. Расскажите всё это Илону Маску, который с нуля создал SpaceX и сейчас отправляет ракеты в космос. Надо просто знать, куда идти, и понимать, как работает этот огромный рынок.

Дмитрий Иванов. Что ждёт космическая отрасль от стартапов

Аэрокосмическая отрасль закрыта и консервативна. Высокая стоимость входа. Высокие барьеры с точки зрения сертификации качества. Круг потенциальных заказчиков узок, но при этом конкуренция на рынке очень высокая. Молодой компании сложно попасть в круг поставщиков серьёзных глобальных игроков. Расскажите всё это Илону Маску, который с нуля создал SpaceX и сейчас отправляет ракеты в космос. Надо просто знать, куда идти, и понимать, как работает этот огромный рынок.

В авиации, в том числе авиастроении, все правила написаны кровью, по итогам расследования авиакатастроф. Поэтому нормы авиационных властей, связанные с качеством продукции и соответствием сертификационным требованиям, являются обязательными для исполнения. Это одна из основных причин, по которой новые поставщики привлекаются крайне сдержанно.

Что касается космической отрасли, то любые ошибки ещё и космически дорого стоят. Космический аппарат «Розетта» летел к комете десять лет. Если бы оборудование на борту было неисправно и спутник не смог сделать необходимых измерений, были бы потеряны десять лет для науки, потрачены огромные деньги и труд сотен людей. Из-за таких ошибок ставится крест на дальнейшем финансировании исследований и сворачиваются целые программы.

Однако при этом крупные компании понимают, что для развития им нужны свежие идеи от малого и среднего бизнеса. Сейчас конкурентоспособность компаний определяется умением создавать свою цепочку поставщиков и управлять ей. Лидеры авиарынка Boeing, Airbus, General Electric снижают количество деталей, изготавливаемых и разрабатываемых самостоятельно, и передают их на аутсорс малому и среднему бизнесу. Для этого они сами выращивают для себя сеть поставщиков — помогают развиваться отраслевым стартапам и в итоге развивают весь рынок.

Например, General Electric (GE) наблюдает за интересными технологиями, появляющимися на открытом рынке, и предлагает молодым предпринимателям, которые их развивают, пройти корпоративную акселерацию. На практике это означает, что эксперты компании помогают стартапу сориентироваться, при необходимости — доработать технологию и отработать механику взаимодействия с General Electric как с потенциальным заказчиком.

Дмитрий Иванов. Что ждёт космическая отрасль от стартапов

После успешной акселерации компания выступает индустриальным партнёром, поручается за стартап перед инвестором и гарантирует, что будет закупать у него инновационные разработки. Инвестор получает проект с отработанной бизнес-моделью и налаженными каналами сбыта. Стартап получает возможность быстро выйти на рынок и в дальнейшем продавать свою продукцию другим корпорациям в отрасли. GE получает надёжного и лояльного поставщика.

Мы в НПО «Сатурн» перенимаем эту практику. У нас уже есть проверенные поставщики из числа малых инновационных компаний, в основном зарубежных. Теперь мы хотим вырастить вокруг себя сеть российских стартапов, которые работают в отрасли и у которых поставлено на поток производство свежих идей. Собственно, с этой задачей мы и пришли в акселератор GenerationS и поддержали трек AeroSpace, новые технологии в авиакосмической отрасли. Ищем отраслевые стартапы по всей стране и готовы предложить им поддержку.

Мы хотим, чтобы вокруг нас появлялись сильные команды, которые смогут работать на глобальном рынке. Это масштаб, серийное производство и в итоге удешевление продукта. В России таких компаний не очень много, а нам выгодно, чтобы они появлялись. Мы готовы тратить время, ресурсы и выращивать их самостоятельно. Как и General Electric, мы работаем по модели корпоративной акселерации, а значит, снижаем риски для инвестора и можем обеспечить стартапу взлётную полосу для выхода на большой рынок. Не сказать, что все процессы отработаны идеально, но мы готовы пробовать.

В аэрокосмической отрасли сейчас востребованы технологии в области физики процессов, математическое моделирование, программирование, роботизация, алгоритмы, микроэлектроника, аддитивные технологии, новые умные материалы, новые покрытия, 3D-печать. Большие перспективы открываются перед стартапами, которые работают с большими данными. Например, GE, проанализировав данные о двигателях в эксплуатации, предлагает услугу по оснащению их датчиками, которые анализируют состояние и позволяют делать предупредительное техобслуживание, гарантирующее, что двигатели всегда готовы к вылету. Это позволяет авиакомпании экономить до $45 млн в день. Хотелось бы, чтобы и в России развивались такие проекты.

Авиастроение и космическая отрасль в ближайшем будущем будут работать по принципу платформы. Посмотрите на свой iPhone/Android — на один аппарат можно установить различный софт, который удовлетворяет конкретно вашим потребностям. Вокруг этих платформ сформировалась многомиллиардная индустрия из малых и средних компаний. Наша отрасль тоже к этому идёт.

Впечатляющие достижения Илона Маска и его SpaceX, успешные контракты Orbital Science и футуристические планы Planetary Resources, взявшей курс на освоение полезных ископаемых на отдалённых планетах, показывают, что космические программы скоро перестанут быть прерогативой отдельных государств и частный космос не за горами.

Фотография на обложке: NASA / Handout/Getty Images