secretmag.ru
Опубликовано 08 апреля 2015, 09:00

Максим Фалдин. Почему наёмные сотрудники должны страдать

И больше работать за меньшие деньги

Мне как работодателю всегда было непонятно, почему только акционеры и инвесторы должны нести на себе последствия экономического спада? Почему бы работникам не разделить с нами последствия экономической рецессии? Ведь они тоже наслаждались прелестями высоких цен на нефть все эти годы. А теперь вместе с нами будут иметь возможность приехать в российский Крым. Мы все в одной лодке, ребята!

Максим Фалдин. Почему наёмные сотрудники должны страдать

Для меня кризис — это время, когда необходимо меняться. Причём не по внутреннему убеждению, а под давлением внешних обстоятельств. Ключевой навык выживания в сложные времена — умение меняться и принимать изменения.

Мне как работодателю всегда было непонятно, почему только акционеры и инвесторы должны нести на себе последствия экономического спада? Почему бы работникам не разделить с нами последствия экономической рецессии? Ведь они тоже наслаждались прелестями высоких цен на нефть все эти годы. А теперь вместе с нами будут иметь возможность приехать в российский Крым. Мы все в одной лодке, ребята!

Владельцы многих компаний пострадают в этом году. Это неизбежно. Но часть удара должны принять на себя сотрудники этих компаний. Им придётся больше работать за меньшие деньги. Таковы экономические реалии — денег в России стало сильно меньше.

Работающие по найму обычно оказываются не готовы к сокращению дохода. Действительно, когда последний раз вам снижали зарплату? Её же должны всё время повышать, по другому не бывает, правильно? Неправильно!

Люди, делающие бизнес, создающие предприятия и берущие на себя неограниченные финансовые риски, психологически готовы потерять в уровне жизни. Я сам не раз оказывался перед необходимостью сокращать свои расходы, отказывать себе и близким в важных вещах. Последнее особенно болезненно — когда приходится говорить нет полностью от тебя зависящим любимым людям. Но это часть моей работы. Я к этому привык, это мой выбор, и я с ним живу.

Совсем другое дело — те, кто работает по найму. Они воспринимают свою зарплату как данность. Если её перестают платить, они уходят в другое место — экономика большая, компаний много. Сегодня это заканчивается.

Максим Фалдин. Почему наёмные сотрудники должны страдать

Многие наёмные работники очень плохо понимают такую логику. Особенно это касается так называемых профессионалов. Им всегда недоплачивают. В их мире им должны платить много по умолчанию — за их образование, знания, навыки и опыт. Они так долго себе это повторяли, что и сами поверили: мир им должен просто за то, что они есть. Но почему-то не всегда торопится отдавать…

Мой опыт показывает — насколько бы ты не повышал зарплату такому «профессионалу», через шесть месяцев он опять уверен, что ему недоплачивают. А ещё через шесть месяцев, не получив очередное двадцатипроцентное повышение, он начинает искать работу. В кризис логика разворачивается в обратную сторону — реальные зарплаты будут снижаться так же быстро, как и росли. А «профессионалы» будут надолго оказываться без работы, часто внезапно и не по своей вине. Меньшая часть адаптируется, попробует поменяться. Остальные обидятся. Ведь перед ними «не выполнили обязательства».

Все обязательства в бизнесе условны. Люди, далёкие от предпринимательства, очень далеки и от понимания природы этой условности. У меня был друг, мы делали с ним проект. Я финансировал, а он работал. Для меня это были затраты, имеющие смысл, пока у проекта была перспектива. А для него — доход, на который он жил. И когда проект закрылся, зарплата закончилась. Разумеется, это не случилось вдруг — мы многие месяцы искали варианты продолжения, проект был интересный. Но не всё в бизнесе получается! Я к этому привык, а мой друг — нет. Конечно, он обиделся — в его мире я «брал на себя обязательства» платить ему зарплату. У меня же не было претензий к его работе! И у меня есть на это деньги! А то, что проект не успешен и не имеет никакого смысла его продолжать, его не смущало. Он обиделся, как тот гаишник из анекдота, который возмущался, что владелец «мерседеса» уехал отдыхать на его деньги.

Точно так же будут обижаться «профессионалы», когда им откажут в индексации зарплаты в этом году. Работа по найму атрофирует адаптивность. Большинству, к сожалению, не хватит мужества разделить со своими работодателями последствия кризиса. В их мире кризис — это проблема компаний и их владельцев, а неудавшиеся бизнес-планы не повод закрывать финансирование. Но часть работников, совсем небольшая, прозреет под жёстким давлением обстоятельств. Кто-то найдёт свой бизнес, откроет ресторан или нишевый проект в интернете. А кто-то поменяет профессию, взгляды на жизнь и подходы к собственной карьере. Выживут адаптивные, оставив высокооплачиваемым динозаврам прошлое и забрав себе их будущее. Так уже было, и так еще будет, и не раз. Перемены — это то, что делает жизнь интересной.

Фотография на обложке: Alfredo De Stefano