secretmag.ru
Опубликовано 20 ноября 2015, 09:00

Анна Цфасман. Как сеть кофеен Double B пробивается в Европу

Итоги первого года

Перед нами – весь российский рынок, но мы решили выйти в Европу. В феврале заработала наша первая кофейня в Праге, в этом месяце – вторая. Первые шаги даются сложно, но мы и дальше очень хотим открываться на Западе. Понятно, что со скачком курса немножко поменялись возможности, но я думаю, что свои планы мы всё равно выполним.

Анна Цфасман. Как сеть кофеен Double B пробивается в Европу

Перед нами весь российский рынок, но мы решили выйти в Европу. В феврале заработала наша первая кофейня в Праге, в этом месяце — вторая. Первые шаги даются сложно, но мы и дальше очень хотим открываться на Западе. Понятно, что со скачком курса немножко поменялись возможности, но я думаю, что свои планы мы всё равно выполним.

Сначала мы думали про Германию. Уровень потребления кофе там намного выше, чем в других европейских странах. Германия вообще входит в первую пятёрку по потреблению кофе на душу населения. Плюс это сама богатая страна Европы. Но там, как оказалось, действует довольно жёсткий налог на обжаренный кофе, поэтому пришлось искать другие варианты.

Решение пришло само собой. Появились друзья в Чехии, которые захотели заняться кофе, и мы решили выйти в Прагу. Налога на обжаренный кофе там нет. Рынок находится только в начале своего развития. Кофеен, в принципе, не очень много, а с хорошим кофе — ещё меньше. Есть, конечно, несколько неплохих мест, но не более того. К тому же в Праге сравнительно невысокие зарплаты.

Напряжённость, которая сегодня присутствует в российско-европейских отношениях, на бизнесе сказывается. Стало даже немного опасно говорить, что вы — российская компания. Мы ничего, конечно, не скрываем, но и не афишируем. Это всё, правда, только наши ощущения. С реальными примерами, когда у российской компании всё было очень плохо из-за происхождения, я не знакома.

Прага — это очень туристический город. Законы построения бизнеса вроде нашего там не такие, как в Москве. Местные компании, ориентированные на туристов, привлекают посетителей, например, яркими вывесками, известными блюдами, которые ассоциируются со страной, и т. д. Мы решили сделать акцент на продукте и нацелились на местных жителей, поэтому выбрали район, в котором есть и офисы, и жилые дома. Туристы туда тоже спокойно могут дойти — это не очень далеко от центра.

В чужом городе, в котором ты был пару раз в жизни, решить, где правильно открыться и что делать, не так уж просто. Помещение для первой кофейни выбирали очень долго — в Европе в принципе не так просто найти что-то подходящее. Во-первых, мало что пустует (это не как у нас, когда все окна завешаны объявлениями об аренде). Во-вторых, арендодатели не хотят сдавать помещение неизвестным компаниям. Они всегда смотрят на то, кто вы, откуда взялись, чем занимаетесь, и, конечно, очень беспокоятся на предмет того, насколько ваша компания жизнеспособна. Переговоры занимают приличное время. Куда больше, чем в Москве, которую я очень хорошо знаю и понимаю.

В конце концов, всё сложилось удачно. Помещение оказалось довольно большое, и туда уже был проведён газ. Это позволило нам сразу же начать бизнес, оформить склад и даже организовать собственное обжарочное производство.

Одним из открытий, которые мы сделали, приступив к работе, стало то, что в Европе (во всяком случае в Чехии) всё очень-очень медленно. Получение любых бумажек, каких-то согласований, планов строительных работы — это целая эпопея. Стройка или ремонт помещения под кофейню в Москве занимает месяц или полтора. В Праге у нас на это ушло почти семь месяцев.

То же самое касается и людей, и, например, бариста — ужасно медлительные. Чехи, как я заметила, в принципе очень ленивые. Кроме того, ребята там менее амбициозны, чем, например, у нас. Люди ищут тихой спокойной жизни и московский ритм на себя примерить не могут никак. Сейчас мы запустили процесс обмена. Пражские бариста приезжают к нам стажироваться. Раз в три недели кто-то из нас обязательно приезжает в Прагу и смотрит, как там идут дела.

Ещё одна особенность европейского рынка — то, как там работает пиар. Всё те приёмы, которые мы привыкли применять в Москве, в Праге, увы, не работают. Казалось бы, это столица, но набор городских сайтов очень скудный и темп работы у них, соответственно, иной. Ничего похожего на «Афишу» или The Village нет, активных блогеров — тоже. Главный инструмент раскрутки — сарафанное радио.

Вложения в нашу первую кофейню составили примерно 3,5 млн рублей (мы успели сделать их ещё по докризисному курсу) — это примерно как в Москве. Зарплаты с московскими сейчас тоже очень похожи. Аренда до скачка курса по московским меркам там была очень низкая, сейчас — сравнимо с Москвой. Выручки до московских пока не дотягивают.

Если честно, то, как пока идут дела, с нашими исходными предположениями, к сожалению, не совпадает. Пражская точка раскручивалась намного дольше, чем мы предполагали. Мы, правда, очень быстро отвоевали себе место под солнцем в профессиональной среде, но, что касается обычных потребителей, требуется очень большое время, чтобы они захотели и согласились попробовать что-то новое. За год точка всё равно выйдет на плановые показатели, просто в России обычно это занимает полгода. Вторая пражская кофейня почти сразу стартовала с хороших исходных значений и по своим «выторгам» не отличается от первой, что, конечно, внушает оптимизм.

Фотография на обложке: Brent Moore / Flickr