secretmag.ru
Опубликовано 12 июля 2016, 16:24

Дмитрий Бурковский. Новый путь Nintendo с игрой Pokemon Gо

Уже популярнее, чем Tinder

После выхода Pokemon GO, которую только вчера скачали 7,5 млн человек, капитализация Nintendo, издавшей эту мобильную игру, за один день взлетела почти на четверть — до $23 млрд. Это максимальный рост с 1983 года, когда компания выпустила один самых успешных своих продуктов, приставку Famicom, или NES, которую в России знают по её неофициальному клону — Dendy. Хотя о выходе Pokemon GO было известно ещё год назад, такого успеха не ждал никто.

Дмитрий Бурковский. Новый путь Nintendo с игрой Pokemon Gо

После выхода Pokemon Go, которую только вчера скачали 7,5 млн человек, капитализация Nintendo, издавшей эту мобильную игру, за один день взлетела почти на четверть — до $23 млрд. Это максимальный рост с 1983 года, когда компания выпустила один из своих самых успешных продуктов, приставку Famicom, или NES, которую в России знают по её неофициальному клону Dendy. Хотя о выходе Pokemon Go было известно ещё год назад, такого успеха не ожидал никто. По данным Sensor Tower, Pokemon Go на iOS зарабатывает $1,6 млн в день на внутриигровых покупках, сама установка бесплатна. В России игра пока недоступна.

Откуда пошли покемоны

Pokemon Go использует камеру телефона (игра работает на платформах Android и iOS, но пока не во всех странах. — Прим. «Секрета») и геолокацию, заставляя игроков ходить по улицам, собирать маленьких «карманных монстров» (покемонов), разные вспомогательные предметы и сражаться с другими тренерами (так называют себя игроки) за «тренировочные залы».

В 2013 году американская компания-разработчик Pokemon Go —Niantic уже выпускала прорывную игру с дополненной реальностью Ingress. Тогда пользователи по всему миру сражались за контроль над порталами на улицах своих городов. Как и Pokemon Go, та игра тоже распространялась бесплатно, а компания-разработчик, создававшаяся как внутренний стартап Google, после её успеха стала независимой. Потом Niantic привлекла инвестиции, в том числе от Nintendo, и взялась за покемонов.

Серия игр Pokemon, появившаяся ещё в 1996-м, стала второй по популярности серией игр в мире с 279 млн проданных копий. Игры продолжают выходить и сейчас. Продажи Pokémon X & Y и Pokémon Omega Ruby & Alpha Sapphire в 2013–2014-х годах составили 14,7 млн и 11,8 млн экземпляров. Многие, кто не играл в Nintendo, думают, что Pokemon — это «игра по мультику». На самом деле мультфильмы в стиле аниме, которые шли по «Первому каналу» в России, возникли после успеха игры в мире, а не наоборот.

Nintendo контролирует платформу выхода игр этой серии, обеспечивая с их помощью продажи своих приставок. Хочешь играть в консольные игры Uncharted и Gran Turismo — покупай PlayStation. Ради Halo и Gears of War придётся взять Xbox. Для игр про Марио и покемонов до последнего времени нужно было купить приставки от Nintendo. Теперь компания выпускает игры на мобильных для чужих платформ. Pokemon Go — не первая, в этом году уже выходила социальная игра Miitomo.

Дмитрий Бурковский. Новый путь Nintendo с игрой Pokemon Gо

© © Niantic, Inc. / The Pokémon Company / Nintendo

Эволюция

Вернёмся в 2006 год и посмотрим, как изменилась игровая индустрия. Десять лет назад вышли три игровые приставки от трёх конкурентов: Sony PlayStation 3, Microsoft Xbox 360 и популярная Nintendo Wii с контроллером в виде «пульта от телевизора», который улавливал движения. Самыми популярными приставками оставались PlayStation 2 и Nintendo DS, они распространяли игры в основном через розничные продажи.

Массовый приход игр формата free-to-play на Запад ещё не случился, мобильных игр в современном виде не существовало. На Steam только вышла первая игра от независимого издателя, Apple ещё не презентовала iPhone, а до появления iOS App Store и Android Google Play оставалось два года. Игровая индустрия при этом росла опережающими темпами — объём рынка США превысил $12,5 млрд. Microsoft, Sony и Nintendo выпускали игровые приставки и получали роялти с каждой проданной игры на них. Nintendo сделала ставку на новую аудиторию, не игравшую в игры до этого, акции компании росли вслед за рекордными продажами по всему миру. В 2007-м Nintendo обошла по капитализации Sony и стала второй самой дорогой японской компанией после Toyota.

За десять лет мир изменился. Цифровая дистрибуция совершила революцию: исчезают издатели, у разработчиков появился прямой доступ к аудитории со всего мира. Процесс разработки стал проще — больше не нужно покупать дорогостоящее оборудование, как это было с игровыми приставками, а чтобы начать продавать игру на iPhone и Android, нужно всего несколько дней.

Аудитория, на которую Nintendo DS и Nintendo Wii делали ставки, ушла на телефоны или вообще перестала играть. Nintendo впервые за долгие годы показала убытки. Новых прорывов не происходило. Но за 127 лет жизни компания много раз проходила взлёты и падения. Например, после «Великого краха видеоигр» в 1983-м она при помощи Nintendo Entertainment System (Dendy в России) вернула интерес к домашним видеоиграм. Прошлый скачок казался нелогичным инвесторам — в казуальную Nintendo DS с сенсорным управлением и играми для бабушек мало кто верил. Между тем приставка привлекла новую аудиторию. Стоимость акций компании взлетела в семь раз, Nintendo выплачивала щедрые дивиденды, но вкладывала все деньги в бизнес и ограничивалась консервативными инвестициями.

Возможно, помня о том эпизоде, современные инвесторы поступают сейчас импульсивно. Они оценивают результат Pokemon Go не по финансовым показателям, а эмоционально, ожидая повторения прошлого скачка, и тем самым повышают стоимость компании.

Новая бизнес-модель

Игровые аналитики часто повторяют такую идею: Sony, Microsoft и Nintendo сдадутся, перестанут выпускать свои приставки и перейдут на другие платформы. Когда-то компания SEGA прекратила производство приставки Dreamcast и потеряла статус платформодержателя. Microsoft и Sony вряд ли пойдут таким путём, у них всё ещё сильны позиции среди игроков. А Nintendo, успех которой строится на теряющих рынок карманных устройствах и сильнейшей библиотеке собственных игр, может попробовать. Взлёта Pokemon Go достаточно, чтобы инвесторы в это поверили. Кроме того, Nintendo уже заявляла, что планирует выпускать мобильные игры, которые будут уникальными.

Для индустрии это означает, что нас ждёт волна провальных клонов, но также и более или менее успешные игры, эксплуатирующие тот же принцип: дополненная реальность плюс геолокация. Пока мы видим только малую часть большого потенциала — всё зависит от разработчиков и их способности вовлечь огромную аудиторию. Возможности огромные — пока я писал этот текст, Pokemon Go в поисковых запросах обошёл порно. Если взлёт Pokemon Go — начало пути Nintendo от своих собственных платформ к чужим, рост компании и всех, кто пойдёт за ней, будет долгим и многократным.

Фотография на обложке: FilmMagic / Getty Images