secretmag.ru
Опубликовано 28 апреля 2015, 09:00

Александр Чачава. Локальные стартапы никому не нужны

Выход на глобальный рынок важнее всего

Статистические отчеты показывают, что рынок венчурных инвестиций в РФ, хоть и испытывает некоторый отток капитала, по-прежнему, активен. В фондах достаточно денег, но инвестируют они всё осторожнее. Практически у всех инвесторов изменились требования к проектам. Основным вопросом стал — когда компания выйдет на глобальный рынок?

Александр Чачава. Локальные стартапы никому не нужны

Статистические отчёты показывают, что рынок венчурных инвестиций в России, хоть и испытывает некоторый отток капитала, по-прежнему активен. В фондах достаточно денег, но инвестируют они всё осторожнее. Практически у всех инвесторов изменились требования к проектам. Основным вопросом стал — когда компания выйдет на глобальный рынок?

Когда рынок в упадке, стартапу проще осознать необходимость глобального рыночного мышления. Ведь в сытые годы рисковать сложнее — есть ощущение, что времени много и нас здесь неплохо кормят. Загнанный в угол зверь становится сильнее и может претендовать на большее.

Если стартап нацелен на глобальный рынок изначально, обладает пониманием, куда двигаться, и имеет первых клиентов, то поднять деньги в российском фонде не составит большого труда. Хороший пример — недавний раунд нашей портфельной компании RoboCV, которая привлекла такие фонды, как I2BF, VTB Capital, Almaz Capital и Columbus Nova. По всем вышеперечисленным показателям у проекта был положительный ответ. Другая портфельная компания, Double Data, тоже привлекла раунд в нынешнем кризисном году. У неё было сразу несколько предложений по инвестициям от российских фондов.

Тем, кто сетует на невозможность поднять инвестиции в России, стоит посмотреть внимательнее на параметры своего проекта. Перспективы на глобальном рынке сейчас главное требование для инвестора, особенно если ваш проект рассчитан на привлечение большой аудитории и не предполагает быстрой монетизации. Один из таких наших стартапов, Wakie, перезапустился на глобальном уровне, основатели переехали в Силиконовую долину, и им удалось поднять новый раунд в США.

Александр Чачава. Локальные стартапы никому не нужны

Рынок инвестиций глобален, а стартапы должны быть гибки и адаптивны к быстро меняющимся условиям. Переезд в США, Латвию или Израиль отнюдь не предательство родины, а, возможно, своевременное и мудрое бизнес-решение. Победителей не судят. Гражданин Сингапура Сергей Белоусов со своей американской компанией Parallels сделал для развития российских инноваций и стартапов больше, чем полтора десятка высокопоставленных чиновников, в чьих должностных обязанностях указан пункт «развитие инноваций в России». А какое количество мозгов талантливых израильтян и индусов утекло из своих стран в ведущие американские корпорации? Зато теперь технологические отрасли и Израиля, и Индии переживают самый настоящий бум. В них с радостью инвестируют американские фонды, а не в российские аналоги.

И если разработчик переходит из «Яндекса» в Facebook на сопоставимую должность, это плохо только для «Яндекса», но не страны в целом. Когда разработчик из Facebook, набравшись опыта, решит делать свой стартап, он, скорее всего, будет искать партнёров и сотрудников среди соотечественников в России — не в долине же нанимать программистов-миллионеров.

Какой продукт нужен глобальному рынку? Я бы советовал избегать мейнстримов и маркетплейсов, у российского стартапа на эти игры просто не хватит денег, даже если продукт хороший. А любое качественное, востребованное нишевое решение найдёт своего потребителя, особенно если оно будет инновационным.

С точки зрения капитализации компании доллар, заработанный на международных рынках (особенно если продажи диверсифицированы), стоит как $10 на домашнем. А продавать за рубеж не в 10 раз сложнее. Зависит, конечно, от продукта и возможностей, но международный рынок, на мой взгляд, сейчас предпочтительнее импортозамещения.

Современная экономика глобальна, поэтому успеха могут добиваться только глобальные технологические компании — пора это усвоить. А в глобальной экономике локальные кризисы не играют заметную роль. Израильтянам — отличный пример стартап-нации — удалось убить в себе местечковость. Нам это сделать труднее, так как внутренний рынок больше, но иного выхода нет, особенно в кризисной ситуации. Для международного стартапа с амбициозной командой открыты двери фондов всего мира, а денег в них сейчас очень много.

Фотография на обложке: Deutsche Bank