Блондинка под машиной: Как Дария Каменская управляет своим автосервисом
Не все клиенты готовы позволить женщине менять масло. Как с этим бороться?Шесть лет назад мне было 22, я только научилась водить и купила свою первую машину — «девятку» 1999 года. Была зима, я поменяла резину в шиномонтаже. Там сказали, что надо делать сход-развал, и посоветовали автосервис. Махровые механики в автосервисе заявили, что на машине в таком состоянии ездить нельзя и они меня не отпустят, пока не поменяют детали на 28 000 рублей. Я достала из бардачка книжку о машине и по алфавиту начала искать все эти детали. Оказалось, что половины из них в «девятке» просто нет. Машина карбюраторная, а мне говорят: меняй инжектор. Думаю, обмануть меня решили, потому что увидели молодую девушку. В итоге я просто уехала. С того момента перспектива поездки в автосервис и встречи с механиками меня ужасала.
Шесть лет назад мне было 22, я только научилась водить и купила свою первую машину — «девятку» 1999 года. Была зима, я поменяла резину в шиномонтаже. Там сказали, что надо делать сход-развал, и посоветовали автосервис. Махровые механики в автосервисе заявили, что на машине в таком состоянии ездить нельзя и они меня не отпустят, пока не поменяют детали на 28 000 рублей. Я достала из бардачка книжку о машине и по алфавиту начала искать все эти детали. Оказалось, что половины из них в «девятке» просто нет. Машина карбюраторная, а мне говорят: меняй инжектор. Думаю, обмануть меня решили, потому что увидели молодую девушку. В итоге я просто уехала. С того момента перспектива поездки в автосервис и встречи с механиками меня ужасала.
Тогда я начала сама ремонтировать машину. Училась по книжкам, искала информацию в интернете, советовалась со знакомыми. «Девятка» быстро всему научит. Я вообще всегда всё делала сама: права получала, машину покупала и ставила её на учёт.
Сначала я работала помощницей в гараже, потом этот гараж достался мне
По образованию я психолог и некоторое время работала в школе педагогом-организатором. Пять лет назад я потеряла работу, денег не было. К тому моменту я нашла армянский автосервис, в котором ко мне нормально относились. Когда нужно было поднять машину или я не могла что-то сама поменять на улице, я приезжала туда с запчастями и мне помогали. Я решила устроиться туда на работу, что называется, старшим помощником младшего дворника — делать клиентам чай и ключи механикам подавать. Так проработала пару месяцев, затем начала заниматься рекламой и продвижением сервиса. Внезапно владелец и управляющий этого автосервиса заболел раком и уехал на родину в Армению. Вся эта шарашка стала закрываться, и я решила арендовать гараж, в котором был этот сервис.
Снять гараж не очень дорого. Точную сумму не помню, но я просто заняла денег у друзей — и деньги мы очень быстро отбили. У меня уже были инструменты, которые я покупала для ремонта своей машины. Что-то мне досталось из сервиса, который закрылся. У меня также остались работать два бывших сотрудника автосервиса. Один работал недолго, а со вторым я долго сотрудничала.
Мужчины часто отказываются доверить работу с их машиной женщине. Девушки всегда соглашаются
За время существования автосервиса мне часто приходилось самой ремонтировать машины. В основном я занимаюсь административной работой, закупкой запчастей, рекламой, но если у нас аврал — например, когда зимнюю резину ставят, — то работаем все почти круглосуточно. Когда все заняты, я легко могу поменять масло и колодки. Электрикой я не занимаюсь, кузовщиной тоже. Как двигатель перебирается, представляю, но есть люди, которые это делают лучше меня.
Бывает, что мужчины отказываются доверять мне свою машину. Тогда я прямо спрашиваю: «Почему вы считаете, что женщина не может нормально работать и разбираться?» Обычно мне не могут внятно ответить и сливаются. Есть персонажи, которые считают, что женщина априори не знает, где лево, где право. Таких я прошу перестать меня оскорблять. Как правило, мне удаётся убедить человека, что я справлюсь.
Один раз клиент ждал два с половиной часа, пока освободится механик-мужчина, чтобы поменять масло
Конечно, клиент имеет право выбрать механика, но тогда ему придётся ждать. Один раз мужчина ждал два с половиной часа, пока освободится механик-мужчина, чтобы поменять масло. Бывают совсем обидные ситуации. Однажды я уже слила масло и меняла фильтр, а хозяин машины выбежал, пробурчал, что «девки в его машине не будет никогда», вскочил за руль и уехал. Без масла. Но такие истории случаются не каждый день.
Много дяденек постарше удивляются, когда узнают, что я сама могу всё ремонтировать, но реагируют позитивно. Девушки обычно не придают моему полу значения. Многим клиенткам нравится, что я всё объясняю и иногда даже к ним домой приезжаю, успокаиваю. Девушки чуть более мнительные в плане ремонта — если у них в машине что-то застучало, они внимательнее к этому относятся и сразу едут в сервис. На советы они тоже всегда реагируют с благодарностью.
Автомеханики часто принимают меня за секретаршу и отказываются со мной работать. Им же хуже
Было очень много случаев, когда я пыталась нанять человека в автосервис, а мне отказывали, потому что я женщина. Об одном из них я рассказала в Facebook. Часто нахожу в интернете объявления: «Ремонтирую двигатели, ищу работу». Звоню, говорю: «Меня зовут Даша, у меня мультибрендовый автосервис, хотим предложить вам работу». Мне отвечают: «Хорошо, давайте поговорю с мастером-приёмщиком или директором». Объясняю, что я мастер-приёмщик и директор. Мне говорят: «До свидания» — и кладут трубку. Ну, сами виноваты. Я даю шанс заработать, человек им не пользуется. Кстати, куда деваются девушки, которые закончили автомеханические колледжи, я не знаю. Я бы с удовольствием их наняла их на работу.
Гораздо неприятнее были ситуации, когда я сама несколько раз пыталась устроиться работать в официальные автосервисы, чтобы набраться опыта. Мне говорили: всё нормально, все тесты я прошла, но девушку они взять не могут. Я бы на их месте объясняла отказ тем, что у меня нет автомеханического образования. Было бы не так обидно.
Я очень поддерживаю феминисток, которые борются за права женщин. Сама я пока не готова положить свою жизнь на идеологическую борьбу, лучше буду продолжать работать. Хотя все «традиционные» женские дела мне совсем не даются, ну и что.
Сейчас наш автосервис занимается постгарантийным обслуживанием автомобилей любых марок. Оказываем все рядовые услуги автосервисов: проводим диагностику, красим, чиним электронику, механику, сложные коробки, двигатели и т. д. Также работаем со специалистами, которые перебирают генераторы. У нас работают механик, электрик, шиномонтажник, маляр, помощник их всех и второй директор. Ничего сногсшибательного мы не зарабатываем, но все имеют хорошую зарплату от 50 000 до 100 000 рублей в зависимости от месяца, и я тоже. После того как я написала в Facebook пост о том, с чем женщина сталкивается в этом бизнесе, у меня разрывается телефон от звонков. Судя по всему, дела пойдут в гору, так что планируем нанять ещё электрика и механика.
При участии Дарьи Кушнир
Самые важные новости и лучшие тексты — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!
Фотографии: из личного архива Дарии Каменской