secretmag.ru
Опубликовано 24 сентября 2015, 09:00

Гульнара Биккулова. Как эволюционируют стартаперы

Меньше драйва и эмоций, больше опыта и науки

Пять лет назад стартапер был универсальным солдатом. Как правило, это был один человек, который занимался в своей компании абсолютно всем — от формирования продукта до бухгалтерии. За довольно короткий срок российский инновационный рынок прошёл длинный путь. Стало понятно, что стартап — это всё-таки молодая инновационная компания, а не мода, статус или стиль жизни. И в этой молодой компании должны быть люди с разным функционалом: основатели бизнеса, маркетологи, технические специалисты, продавцы, которых язык не поворачивается назвать словом «стартапер».

Гульнара Биккулова. Как эволюционируют стартаперы

Пять лет назад стартапер был универсальным солдатом. Как правило, это был один человек, который занимался в своей компании абсолютно всем — от формирования продукта до бухгалтерии. За довольно короткий срок российский инновационный рынок прошёл длинный путь. Стало понятно, что стартап — это всё-таки молодая инновационная компания, а не мода, статус или стиль жизни. И в этой молодой компании должны быть люди с разным функционалом: основатели бизнеса, маркетологи, технические специалисты, продавцы, которых язык не поворачивается назвать словом «стартапер».

Когда рынок только зарождался, стартапы стали модной темой, ими занимались в основном молодые ребята-миллениалы, студенты и выпускники. Для них стартап был зачастую первым опытом работы, поэтому большинство проектов тех лет развалилось. Очень небольшая часть предпринимателей смогли вырастить свои проекты и превратить их в бизнес. Кроме того, пять лет назад на рынок пришло много инвесторов, таких же неопытных, как и сами стартапы. Их привлекал ореол инновационности, они стали создавать фонды или инвестировать как бизнес-ангелы. Очень многое происходило на эмоциях как часть определённого стиля жизни. Молодые ребята, которые не создали ещё ни одного бизнеса, получали инвестиции как подарок с небес, покупали дорогие машины, вели модный образ жизни. На этой почве возникало много разочарований, а само понятие «стартап» дискредитировалось. Сейчас возраст технологического предпринимателя изменился, в среднем это 35–40 лет. Предприниматели новой волны прошли определённый карьерный путь, набрались опыта и осознанно решили попробовать себя в своём деле.

Регионы становятся поставщиками инноваций

Мода на стартапы дошла до регионов, а Москва начала сдавать лидерские позиции. По мере продвижения темы малого инновационного бизнеса в регионы стали появляться люди, у которых есть наукоёмкие разработки и идеи по их коммерциализации. Благодаря этому профиль современного стартапера стал всё больше походить на профиль его коллеги, работающего на более развитом рынке, например в США.

У людей из научно-технологического сообщества появилась альтернатива исследовательской работе и понимание того, что в России можно умом зарабатывать деньги. У них перед глазами есть примеры того, как можно превратить свою наукоёмкую разработку в бизнес. Такие примеры всегда заразительны. А благодаря развитию региональной инфраструктуры у предпринимателей появилось понимание, где искать поддержку в начале пути.

За пределами IT обнаружилась жизнь

Сформировалась новая отраслевая картина. Сейчас стартапы «по классике», как это принято на развитых инновационных рынках, начинают создаваться в центрах производства знаний — университетах, технопарках, инкубаторах. Вокруг этих центров формируется региональная инфраструктура поддержки инноваций. Большинство стартапов, которые мы сейчас видим в акселераторе GenerationS, не связаны с интернетом. Это наукоёмкие бизнесы: химия, физика, медицина — те науки, в которых традиционно сильны российские учёные. Например, кто бы мог подумать, что в России есть сотни стартапов в области медицины и биотехнологий или сотни команд, развивающих новые направления в энергетике.

Рынок превратился в большой кооператив

Как нам кажется, GenerationS стал одним из катализаторов развития стартап-рынка. В основном это случилось благодаря тому, что нам удалось реализовать партнёрскую модель работы и привлекать в акселератор региональные команды через целую сеть представителей в регионах, сотрудников вузов, инкубаторов, технопарков, технологических платформ. Мы используем каналы, которые понятны учёным, и приглашаем их попробовать себя в роли технологического предпринимателя. В этом году мы собрали таким образом 2566 заявок из всей страны. По итогам отсева и экспертизы 141 стартап получил приглашения в акселераторы по семи отраслевым направлениям.

Сообщество каждый год растёт: увеличивается количество выпускников, количество партнёров. Мы видим, как из года в год меняется статистика и работает buzz-эффект. В этом году меня восхитили истории предпринимателей, которые рассказывали, что региональная администрация не замечала их бизнеса, а когда чиновники узнали, что команда едет на полуфинал GenerationS, звонили с поздравлениями и предлагали помощь. В регионах появились свои акселерационные программы, в том числе запущенные нашими выпускниками. А ещё пару лет назад во многих областях даже такого понятия не существовало.

Будущее за поколенческими моделями

Россия повторяет путь развития других экосистем. Я верю в поколенческие модели, и, мне кажется, в будущем они повлияют на портрет технологического предпринимателя. Например, исследование Kauffman Foundation показало, что в США стало меньше молодых предпринимателей. Это связано с тем, что поколение Y, оканчивая университеты, вынуждено расплачиваться по образовательным кредитам. Они идут в стартапы, поработав в найме и выплатив все долги. Стартап-карьера начинается ближе к 30 годам.

Я думаю, российские стартапы тоже будут взрослеть. В какой-то мере этому способствует кризис. Волна сокращений из крупных корпораций привела к появлению новой волны технологических предпринимателей. Уходя из компании в стартап, они приносят свой опыт, связи, бизнес-навыки. У них гораздо больше шансов преуспеть, чем у молодых ребят. Более того, для людей после 40 лет стартап — как глоток свежего воздуха, возможность пережить драйв, скорость, эмоции нового дела, шанс создать что-то своё, найти новый интерес в жизни.

Фотография на обложке: tigercop2k3